И для ученого объективность в его исследованиях – это кратчайший путь достижения истины для него и для тех, кто слушает и читает его слова.

Объективность отдалит ее обладателя от опрометчивости в речи и в письме, а это, [в свою очередь,] отдалит его от смуты и хаоса в вопросах, касающихся знания.

Того же, кто будет отходить от объективности и сторониться ее, это толкнет к страстям. И халиф аль-Му`тасым сказал крайне мудрые слова: «Если страсть поддерживается, то суждение умирает»[1].

И, если поощрять страсти, сильное мнение остается без поддержки и помощи.

Объективность благородна и положение его обладателя высоко еще и потому, что она ведет к постоянному проявлению двух качеств: доверия (аманат) и искренности. Так стремись обладать этим качествами и качествами, которые вытекают из них.
Внешне же объективность проявляется в том, как наши имамы хвалят друг друга. Есть несколько видов такой похвалы. Первый – это ситуация, когда младшие, поздние и ученики хвалят старших, древних и учителей. И это самый низкий уровень. Следующий уровень – это когда ровесники и современники хвалят друг друга. И выше этого – когда учителя хвалят своих учеников, как Ибн аль-Мадини похвалил своего ученика аль-Бухари, а аль-Бухари похвалил ат-Тирмизи – и так далее.
А выше этого уровня объективности – разъяснение истины и ее раскрытие. И пример этому – то, как те, кого принято относить к школе хадиса, критиковали имама Абу Ханифу и его школу.
Когда пришел имам Яхья ибн Саид аль-Каттан, один из имамов хадиса, который умер в 198-м году, он сказал:
«Мы не будем врать перед Аллахом. Возможно, я увидел какое-то мнение Абу Ханифы, и нам оно понравилось, и мы последовали за ними», – как передается в «Тарих» ибн Маина в риваяте ат-Дури от него[2].
Подумай над его словами «мы не будем врать перед Аллахом» и далее над смыслом слов, которые он раскрыл.
А после него пришел его ученик, имам Яхья ибн Маин (ум. в 233-м г.): ««Наши последователи чрезмерны по отношению к Абу Ханифе и его ученикам». И его спросили: «Он лгал?» И он ответил: «Он был выше этого»», как передается в «Джами` баян аль-ильм»
Ибн Абдуль-Барра[3].
И эта объективность передавалась дальше, и пришел его ученик Абу Дауд (ум. в 275-м г.): «Да помилует Аллах Малика, который был имамом. Да помилует Аллах Шафии, который был имамом. Да помилует Аллах Абу Ханифу, который был имамом»[4].
И он выделил именно этих трех людей, указывая, что они имамы, и таким образом косвенно опровергая все негативное, что о них говорилось.

[1] Тарих Багдад, 2:311.

[2] 2:608 (№2530); и также эти слова в «Аль-Интика» (с. 203-204) в риваяте ар-Рамади от Ибн Маина.

[3] 2:148. Отрицание того, что передатчик мог солгать, – это указание на то, что он достоин доверия. А утверждение, что кто-то не достоин доверия, – это сильная форма критики.

[4] Джами` баян аль-ильм, 2:163; Аль-Интика, с. 68.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz