Область разногласий. Часть вторая

 

Области разногласий, в общем, можно разделить на три вида:

Первый вид – разногласия между религиями, такими как Ислам, христианство, иудаизм и т. д. Сюда же относятся разногласия с теми, кто не придерживается никакой религии.

Второй вид – разногласия между течениями [в рамках Ислама], такими как кадариты, джабариты, джахимиты, хариджиты, если разногласия между ними не относятся к первому виду[1].
Третий вид – разногласия в частных вопросах фикха, то есть разногласия между четырьмя [ныне существующими] мазхабами и другими мазхабами, которые уже перестали существовать[2].
Таким образом, разногласия могут встречаться на трех уровнях: на уровне религии, на уровне течений и на уровне мазхабов.
Второй и третий виды можно более точно обозначить как разногласие в основах религии, пока оно не выводит из Ислама, и разногласие в частном вопросе религии[3].
Что касается убеждений, то часть из них относится к основам Ислама, где разногласия недопустимы, например, вера в ангелов, в Судный день и т. д., а некоторые относятся к частностям, например, то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, видел Аллаха в ночь вознесения. Это один из вопросов [акыды], в котором существовало разногласие: Ибн Аббас, да будет Аллах им доволен, утверждал этот факт, а Аиша, да будет доволен ею Аллах, отрицала[4]. И это известно от них.
Шейх Ибн Таймийя[5], рахимахуллах, сказал: «Многие саляфы ошиблись в этих вопросах, но они единогласны в том, что из-за этого не выносится такфир. Например, отдельные сподвижники отрицали, что умерший может слышать зов живого к нему, а отдельные отрицали, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, видел Аллаха в ночь вознесения; известны и мнения некоторых о халифате и предпочтениях касательно сподвижников[6]. Например, известно, что Кади Шурейх отрицал чтение [7]بل عَجِبْتُ , говоря, что Аллах не может удивляться, хотя все согласны, что он был великим имамом». И также он приводит другие примеры.

[1] Иными словами, могут существовать течения, которые относят себя к Исламу, но их убеждения не совместимы с базовыми исламскими принципами Ислама, и тогда разногласия с ними будут относиться к первому виду, даже если они называют себя мусульманами. Таковы, например, разногласия с кадьянитами. Прим. Абу Али.

[2] Шейх, хафизахуллах, здесь указывает на то, что разногласия в фикхе с такими мазхабами, как джафария, зейдия или ибадия, которые существуют в наши время, относятся ко второму виду, потому что многие вопросы связаны с отрицанием важнейших правил фикха. Например, шииты отказываются принимать довод кыяс, отказываются практиковать некоторые хадисы. Прим. Абу Али.

[3] Эти частности могут относиться как к фикху, например, разногласия между четырьмя мазхабами, так и к акыде, например, разногласия между ашаритами и матуридитами в некоторых частных вопросах каляма. Прим. Абу Али.

[4] Оба мнения существуют в рамках Ахлю-с-Сунна, но мнение Аиши, да будет доволен ею Аллах, считается более сильным среди ашаритов. См. «Хашият аль-Байджури» на «Джаухарат Таухид». Прим. Абу Али.

[5] Наш учитель, Муфтий Биляль Сабир, ученик шейха Мухаммада Аввамы, преподавая нам эту книгу, пояснил, что Мухаммад Аввама часто цитирует в книге Ибн Таймийю и Ибн Каййима не потому, что считает их имамами во всех вопросах, а потому что ведет диспут с псевдосаляфитами, для которых эти две личности значимы, и поэтому он слова этих двух ученых использует против них. Прим. Абу Али.

[6] Акыда Ахлю-с-Сунна заключается в том, что самые лучшие сподвижники – это Абу Бакр, Умар, Усман и Али. От некоторых саляфов передается мнение о предпочтении Али Усману. Также от некоторых передается мнение о предпочтении Али Абу Бакру и Умару, что ошибочно. Прим. Абу Али.

[7]Хотя это чтение мутаватир, и это чтение Хамзы, Касаи и Халяф, и он отрицал такое чтение до установления чтений мутаватир, а после это уже недопустимо. См. «Фатх аль-Бари» (8:743, хадис № 4977).


Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz