Также [Ибн Таймийя] говорит[1]: «Прощаемая ошибка относится к обоим видам вопросов: как к некоторым вопросам, относящимся к знанию, так и к вопросам практики. Например, некоторые считали, что Исхаб должен был быть заколот, потому что они верили, что существует хадис на эту тему, либо считали, что Всевышнего Аллаха нельзя увидеть, на основе аята:
لَّا تُدْرِكُهُ الْأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الْأَبْصَارَ ۖ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он — Проницательный (или Добрый), Сведущий»[2].وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَن يُكَلِّمَهُ اللَّـهُ إِلَّا وَحْيًا أَوْ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ أَوْ يُرْسِلَ رَسُولًا فَيُوحِيَ بِإِذْنِهِ مَا يَشَاءُ ۚ إِنَّهُ عَلِيٌّ حَكِيمٌ
«Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством Откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством Откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый»[3].И от некоторых табиинов передается, что они толковали слова Всевышнего Аллаха:
وُجُوهٌيَوْمَئِذٍنَّاضِرَةٌ﴿
٢٢﴾إِلَىٰرَبِّهَانَاظِرَةٌ﴿
٢٣﴾
«Одни лица в тот день будут сиять (22) и взирать на своего Господа»[4],– в том смысле, что здесь говорится об ожидании награды от Господа, как это передается от Муджахида и Абу Салиха»[5]. Он привел и другие примеры.
А в третьем отрывке он говорит: «И сподвижники, и табиины, и те, кто был после них, если расходились в каком-то вопросе, то следовали аяту:
فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّـهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّـهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۚ ذَٰلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!»[6]
И они дискутировали, обсуждая и наставляя. И иногда они могли разойтись в каком-то вопросе, будь то знания (убеждения) или действия»[7].
Его ученик аз-Захаби также сказал в биографии имама Мухаммада ибн Насра аль-Марвази, упомянув расхождение между ним и Ибн Мандахом: «Если бы я каждый раз, когда какой-либо имам ошибался в иджтихаде на тему, где ошибка прощается, выступал против него, и говорил бы, что он сторонник новшеств, и отстранялся от него, то не спасся бы от нас ни Ибн Наср, ни Ибн Мандах, ни те, чьи знания были больше, чем у него».
И смысл сказанного в том, что расхождения в основах религии, пока они не выводят из Ислама, относятся к течениям, которые были в начале Ислама, а к частным разногласиям относятся расхождения в фикхе и некоторые частные вопросы акыды, как сказали Ибн Таймийя и другие, о чем еще будет говориться.
Шариатское решение о разногласиях второго и третьего вида
Нет сомнения, что есть три типа разногласий второго вида.
Первый тип.
Если разногласие в основах веры ведет к отрицанию однозначно известных вещей из религии, то такое разногласие выводит из Ислама, и это мнение не будет принято от его сторонника, как бы он ни пытался себя скрыть лозунгами о свободе, свободе мысли и свободе знания.
Второй вид. Разногласия, которые имели место с кадаритами, хариджитами, рафидитами и другими исламскими течениями, которые из-за этого разногласия отделились от Ахлю-с-Сунна и поэтому считаются сторонниками новшеств и заблудшими.
Третий вид. Разногласия в некоторых частных вопросах акыды, и в этом нет греха и проблемы[8].
А что касается разногласий третьего вида, то есть разногласий в вопросах фикха, то разговор о них и есть изначальная цель данной книги, и я хочу обсудить это в подробностях после разъяснения того, почему так происходит. И я прошу у Аллаха помощи в этом.
[1] Наш учитель, Муфтий Биляль Сабир, ученик шейха Мухаммада Аввамы, преподавая нам эту книгу, пояснил, что Мухаммад Аввама часто цитирует в книге Ибн Таймийю и Ибн Каййима не потому, что считает их имамами во всех вопросах, а потому что ведет диспут с псевдосаляфитами, для которых эти две личности значимы, и поэтому он слова этих двух ученых использует против них. Прим. Абу Али.
[2] Коран, 6:103.
[5] И это передается от них обоих через достоверный иснад, о чем сказал Хафиз ибн Хаджар в «Аль-Фатх» (13/425) в двадцать четвертой главе книги «Таухид». Также см. «Тафсир» ат-Табари (толкование суры «Аль-Кыяма») и «Ат-Тамхид» Ибн Абдуль-Барра (7:157).
Шейх Мухаммад Аввама, хафизахуллах, указал на достоверность этих иснадов и дал ссылки на это не для того, чтобы указать на достоверность этого толкования, а чтобы продемонстрировать, что саляфы аллегорически толковали аяты, и таким образом через указать на законность этого. Прим. Абу Али.
[8] Такие, как разногласия между ашаритами и матуридитами. Прим. Абу Али.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________
Azan.kz
Просмотров: 983