Причины разногласий

Если говорить кратко, то причины фикховых разногласий следующие:

— Природа человеческого интеллекта и мышления.

— Природа шариатских текстов.

— Природа арабского языка, оригинального для этих текстов.
Интеллект и способ мышления отличается от человека к человеку: от широкого и светлого ума до того, чье мышление еще острее; а у кого-то мышление в каком-то вопросе ограничено, а в каком-то – впечатляющее.
Людские сердца тоже различаются: есть сердца, которые готовы принять любое возложенное на него обязательство с довольством и радостью; есть души, которые, если их поддержать, будут на верном пути, а другие даже тогда не будут; иные души стремятся к более безопасному решению, иные – к законному облегчению, и так далее.
Это сторона человеческой души играет огромную роль в понимании и осознании повелений. И глубокий и основательный ум охватывает то, что предстает перед его взором, понимает в точности сказанное, его полный смысл, то, что говорящий хотел сказать, переходя моментально к тому, что находится за текстом, а затем представляет тебе суть в виде решений и идей[1].
Сердце и ум, стремящиеся к легкости, могут понять из текста то, что указывает на облегчение, если текст допускает это; а если чееловек устремлен к иному, то он укажет на то, что содержит в себе трудность и безопасность.
Природа шариатских текстов также играет тут огромную роль. И один шариатский текст, будь то аят или хадис, может допускать более одного толкования, а если ты посмотришь на все тексты по одному вопросу, то это поможет предпочесть наиболее достоверное мнение из возможных и расширит спектр вариантов, и ты сможешь прийти к какому-то мнению, только если приложишь серьезные усилия, и поэтому усердие и усилия на пути вынесения шариатского решения называются иджтихадом.
И то же самое касается арабского языка, на котором был ниспослан Коран и на котором говорил наш господин Мухаммад, солляллаху алейхи ва саллям. Слова этого языка несут и буквальный смысл, и переносный, в нем есть и то, что ученые называют омонимией, и если попытаться растолковать слова Всевышнего Аллаха:

وَاللَّيْلِ إِذَا عَسْعَسَ

«Клянусь ночью, когда она наступила (или отступила)[2]», –
то будет крайне сложно точно определить смысл этих слов. Это клятва наступлением ночи, или это клятва отступлением ночи?
Ведь слово عَسْعَسَ имеет оба значения: как начала ночи, так и ее окончания.

 

[1] У Мухаммада ибн Абдуллаха ибн аль-Хакама спросили: «Кто такой факих?» И он ответил: «Это тот, кто выносит из Корана и Сунны основу решений, к которой никто не мог прийти до этого, а затем, опираясь на нее, выводит сотни решений». И его спросили: «Кто же способен на это?» И он ответил: «Мухаммад ибн Идрис Шафии, да будет доволен им Аллах». «Манакиб Шафии». Аль-Байхакы, 2/272.

[2] Коран, 81:17.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz