[Ибн Таймийя говорит]:

«И все саляфы совершали намаз, читали Коран, читали дуа и зикр в узаконенном в Шариате
виде, и этот вид переняли их ученики и те, кто жил рядом с ними. И эти виды могут быть
равны между собой, а некоторые могут быть лучше других.

И некоторые халяфы решили выбрать [какой-то из них] в зависимости от достоинства, а кто-то
решил иначе, и из-за этого распространились порочные страсти, сбивающие с истины».
«Обязательно устанавливать превосходство одного из этих видов над другими лишь на основе
шариатского доказательства. Если предположить, что есть доказательство превосходства
одного вида над другим, то нельзя порицать того, кто делает допустимое, и нельзя
отстраняться от него из-за этого. Достоинство умножается лишь по мере превосходства,
установленного Шариатом, и тогда будет очень легко указать на превосходство».

И после этого задали[1] вопрос о поздравлении с Идом в форме «Идука мубарак»: есть ли у
этого основа в Шариате?

И он ответил:

«Что касается поздравления на Ид, когда люди говорят друг другу: «Пусть Аллах примет наше
и ваше [поклонение]», – и подобные слова, то от некоторых сподвижников передается, что они
так делали. И такие имамы, как имам Ахмад и другие, указали, что это допустимо».

«Но Ахмад говорил: «Я не говорю этого никому первым, но если мне так скажут, то я отвечу,
потому что обязательно отвечать на приветствие. Но начинать поздравлять первым не
считается повелеваемой Сунной, хотя и не относится к запрещенным делам. И у того, кто так
делает, есть пример, как есть пример и у того, кто так не делает. Аллах знает лучше».

Слова шейха Ибн Таймиййи, которые мы привели, дополняются другими его словами,
которыми он отвечал на следующий вопрос:

«Если человек стал правителем для мусульман в чем-то и считает запретным «ширкат аль-
абдан»[2], может ли он запретить это другим мусульманам?»

Как передается в «Маджму аль-фатава»[3], он ответил так:

«Он не имеет права запрещать подобные вещи и другие, где допускается иджтихад. У него
нет довода на запрет ни в Коране, ни в Сунне, ни в иджме, ни в других источниках. Тем более,
большинство ученых это дозволяет. И так поступает большая часть мусульман в большей
части городов. И это относится к областям, где у него нет права расторгать решения других
судей, и у муфтия нет права заставлять людей следовать за собой в этом».

«Поэтому, когда ар-Рашид спросил у Малика насчет того, чтобы заставить всех мусульман
следовать за его «Мувватой» в этих вопросах, тот отказался:

«Поистине, сподвижники разошлись по разным городам, и люди взяли то, что до них дошло».

И, когда один человек написал книгу о разногласиях, Ахмад сказал ему:

«Не называй эту книгу «Книгой разногласий» – назови «Широта выбора»».

[1] 24:253

[2] Вид договора. Прим. Абу Али.

[3] 30:79-81.