Ас-Сахави тоже говорит: «Ваки` ибн аль-Джаррах, из-за того что его отец работал в
мусульманской казне, его риваяты всегда сравнивал с другими».

И Абу Дауд, автор «Сунан», сказал о своем сыне: «Мой сын Абдуллах – лжец», – хотя мы дали
толкование этим словам в книге «Базль аль-маджхуд»[1].

И имам аз-Захаби так же отозвадся о своем сыне, Абу Хурейре: «Он выучил Коран, затем нашел
другое занятие и забыл его».

А Зейд ибн Абу Унейс, как передается в предисловии «Сахиха» Муслима, сказал: «Не берите от
моего брата[2], Яхьи, который обвиняется во лжи».

Абу Бакр Мухаммад ибн ан-Надр аль-Джаруди, проходя мимо могилы своего деда, аль-
Джаруди ибн Язида аль-Амири, сказал:

«О отец, если бы ты не передавал хадис Бахза ибн Хакима: «Вы боитесь упоминать
грешника?»[3] – то я бы посетил тебя»[4].

Они не притворствовали ради своих родителей, братьев и дедов! Да будет Аллах доволен ими!

На это же указал имам аль-Байхакы в «аль-Мадхаль иля даляиль ан-нубуват»[5]:

«И сын критиковал отца, если это было связано с тем, кто требовал отвергнуть хадис, и отец
критиковал сына, брат – брата, и они ради Аллаха не обращали внимания на порицания
критиков, и кровное родство им не мешало, и не мешали материальные связи»[6].
_____________________

[1] Это хатм имама ас-Сахави «Сунан Абу Дауд». И он приводит там следующее: «К признакам
имама Абу Дауда относится то, что он был беспристрастен в установлении силы или слабости
передатчиков. Он даже сказал, как передает от него Али ибн аль-Джунейд: «Мой сын
Абдуллах – лжец». В другом риваяте: «Одна из бед – что он стремился к судейству. И Аллах
знает лучше, но, кажется, он не имел в виду буквальный смысл этих слов, а, видимо, сказал
так, чтобы правители не брали его в судьи, потому что не хотел, чтобы его сын занимал эту
должность.

Но Ибн Абу Дауда сочли достойным доверия ад-Даракутни и другие знатоки хадиса до него, но
аль-Халили сказал о нем: «Хафиз, имам своего времени, все единогласны в отношении него…»
См. его биографию в «Мизан аль-итидаль» (2:433), «Аль-Лисан» (3:294), «Тазкира аль-хуффаз»
(2:772) и «Тарих Асбахан» (2:211).

[2] Эти слова приводятся в предисловии «Сахиха» Муслима (1:121) с шархом ан-Навави, а
далее – пояснение имама ас-Сахави .И Яхья слаб, и его обвиняли во лжи.

[3] Это часть хадиса: ««Вы боитесь упоминать грешника? Упоминайте то, что в нем есть, чтобы
люди знали его и отстранялись от него». И этот хадис передает Абу ад-Даххак аль-Джаруд
ибн Язид от Бахза ибн Хакима от его отца от его деда». Аль-Джаруд ибн Язид считается
слабым передатчиком. В «Мизан аль-итидаль» (2/108) о нем говорится: «Абу Усман посчитал
его лжецом. Али счел его слабым. Яхья сказал: «Он ничто». Абу Дауд сказал: «Не достоин
доверия». Ан-Насаи и ад-Даракутни сказали: «Матрук». Абу Хатим сказал: «Он лжец»».

Что касается самого хадиса, то передается, что он крайне слабый.

Имам аль-Байхакы указывает на слабость этого хадиса («Ас-Сунан аль-Кубра», 10/210).

Имам ас-Сахави сказал в «Аль-Макасид аль-хасана» (с. 563): «Этот хадис не достоверен».
Прим. Абу Али.

[4] «Сунан» аль-Байхакы, 10:210.

[5] 1:47.

[6] Иными словами, они ставили защиту Сунны Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва
саллям, выше родственных уз, которые Шариат обязывает хранить и укреплять. Но в наше
время мы видим обратное этому: люди из фанатичной любви к своим шейхам пытаются
оправдывать клевету, возведенную на Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и
придумывают невероятные оправдания и нелепые объяснения, лишь бы не признавать
ложным тот или иной хадис, который хафизы отвергают. Аллах Муста`ан. Прим. Абу Али.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Azan.kz