Что касается вторых слов, которые Ибн Абдуль-Барр[1] передал от Ашхаба:

«Малика спросили о разногласии между сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит
его Аллах и да приветствует), и он сказал: «Это либо ошибка, либо истина. И смотрите на
это»».

Иот Ибн аль-Касима [передается]: «Я слышал, как Малик и аль-Лейс говорили о разногласиях
между сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): «Это
не широта выбора, как говорят люди, но либо ошибка, либо истина»».

И ответом на это будет разъяснение Ибн ас-Саляха[2], который сказал, приведя эти два
высказывания:

«Нет широты выбора в том плане, что не дозволено выбирать любое мнение, не выявив более
сильное, но широта выбора есть в том плане, что факт разногласия между ними по какому-то
вопросу указывает на то, что тут может быть разногласие и что нет одного однозначного
мнения, лишь которому надо следовать, так что любое суждение запретно».

Иными словами, нет широты выбора в одном значении, но она есть в другом значении.
Более же понятны слова аль-Мунави[3], и от него передал их аз-Заркани аль-Малики[4]:

«То, что Ибн ас-Салях передает от Малика, относится к муджтахиду, и это означает, что
муджтахид обязан совершать иджтихад и следовать тому, к чему привел его иджтихад, и
поэтому для него нет широты выбора в их разногласиях, но он есть для мукаллида. И в словах
из хадиса «разногласие моей общины – это милость»[5] подразумевается милость для
мукаллидов. И слова Малика «это ошибка или истина» произнесены в контексте опровержения
слов тех, кто говорил, что тот, кто является муджтахидом, обязан следовать за
сподвижниками, но ни за кем другим», – хотя ученому нельзя совершать таклид за другим
ученым, за исключением некоторых случаев»[6].

И я говорю: однозначность того, что слова Малика относятся к муджтахиду, доказывает
случай, когда Абу Джафар аль-Мансур и те, кто был после него, попросили Малика обязать
людей, которые взяли свой фикх от сподвижников, которые пришли в их города и обучили их
тому знанию, которым они обладали, следовать его мазхабу. И очевидно, что это относится к
муджтахиду, который способен отличить истину от ошибки. И если бы это относилось не к
тому, кто способен размыщлять, а размышление – это часть иджтихада, то почему он сказал
задающему вопрос: «И смотрите на это»?[7]

И это подобно словам аль-Музани в начале краткого изложения книги «Аль-Умм»:

«Я сократил эту книгу, чтобы приблизить ее к тем, кто хочет ознакомиться с ней, вместе с
указанием на его запрет [то есть запрет имама аш-Шафии] таклида за ним или за кем-то
другим. И пусть каждый посмотрит на это ради своей религии и ради предосторожности».
Обрати внимание на слово «посмотрит», ведь аль-Музани не имел в виду, что аш-Шафии
запретил совершать таклид любому человеку: этот запрет – для того, кто достиг степени
иджтихада и соответствует всем условиям, предъявляемым к этому.
______________________
[1] Джами баян аль-ильм, 2:81.

[2] Адаб аль-муфти ва аль-мустафти, с. 126.

[3] Файд аль-Кадир, 1:210.

[4] Шарх аль-Мавахиб, 5:390.

[5] Не достоверно. См. «Аль-Макасид аль-хасана» и «Кашф аль-хафа», а также «Аль-Джами ас-
Сагыр» и шарх к нему.

[6] См. «Ихкам аль-фусуль» аль-Баджи (с. 721).

[7] И, наверно, это толкование более правильное, чем относить к Малику идею, что каждый
муджтахид прав, поскольку большинство его последователей считает, что истина одна. См.

«Ихкам аль-фусуль» аль-Баджи (с. 707).