На то, что разногласие – это милость, возражают еще и так: из этого вытекает, что единство –
это наказание.

Ответ на это возражение я приведу из книги «А’лям аль-хадис»[1] имама аль-Хаттаби, и Ибн
Хаджар оговорился, отнеся это к «Гариб аль-хадис» аль-Хаттаби[2].

И он, да помилует его Аллах, говорит:

«Что касается заявления, что если бы разногласие было милостью, то единство было бы
наказанием, то такое мнение не результат работы ума и обоснованного суждения. И я нашел
лишь двоих, кто так говорил и пытался опровергать хадис.

Насчет религии одного из них есть сомнения, то есть его обвиняют в заблуждениях, и это Амр
ибн Бахр, который известен как аль-Джахиз.

А другой известен глупостями и порочными суждениями, и это Исхак ибн Ибрахим аль-
Мавсали, который написал книгу «Аль-Агани», где и изложил эти заблуждения. И он не
угомонился после греха составления этой книги, а написал еще одну книгу, где порицал асхаб
аль-хадис и наговаривал на них, заявляя, что они передают то, что сами не понимают. Там он
сказал, что они передают хадис: «Расхождение моей общины – это милость», – и затем
добавил: «Если бы разногласие было милостью, то единство стало бы наказанием». А потом он
схитрил, решив включить себя в число ученых, и истолковал это аллегорически: «Разногласие –
милость, пока Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, жив, ведь,
когда они расходились во мнениях, то спрашивали его – и он отвечал им, объясняя то, в чем
они были не согласны друг с другом, но это не касается разногласий после него». Еще он
заявил, что они не понимают хадисов и их смыслов и толкуют их неподобающим образом.

И наш ответ на это будет следующим:

Некая вещь и ее противоположность одновременно могут быть полны мудрости и
одновременно приносить пользу. Разве ты не видишь, что смерть не вред, хотя в жизни и есть
польза? И болезнь не бессмысленна, хотя и в здоровье есть польза. А бедность не бесполезна,
даже несмотря на то что богатство может быть полезно. Аналогично обстоит дело с
движением и покоем, ночью и днем и так далее.

И Всевышний Аллах сказал:

وَمِن رَّحْمَتِهِ جَعَلَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لِتَسْكُنُوا فِيهِ وَلِتَبْتَغُوا مِن فَضْلِهِ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«По милости Своей Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время нее
и искали Его милость, – быть может, вы будете благодарны»[3].

Всевышний Аллах назвал ночь милостью, но разве из этого следует, что день – это наказание?!

И в этом заключен ответ на вышеупомянутое возражение. И хвала Аллаху.

Что касается слов хадиса «разногласие – это милость для моей общины», то эти слова имеют
общий смысл. Иное мнение насчет существования Творца и Его Единства – это неверие (куфр),
а иное мнение насчет Его атрибутов и воли – это дурное новшество (бидаа). Подобны этому и
разногласия с хариджитами и рафидитами в связи с Исламом некоторых сподвижников.

Однако [в хадисе] речь идет о разногласиях в некоторых вопросах поклонения, где
разночтения допустимы, и Всевышний Аллах сделал это облегчением, милостью и помощью
для ученых» [и на этом заканчиваются слова аль-Хаттаби].

Ученые приняли эти слова аль-Хаттаби, и среди них – имам ан-Навави[4], который начал свой
ответ на слова аль-Джахиза и Исхака аль-Мавсали словами:

«И ответ на эти порочные слова [заключается] в том, что из того, что нечто будет милостью, не
вытекает, что его противоположность – наказание, поскольку здесь нет взаимосвязи, и так
говорит лишь невежда или тот, кто прикидывается невеждой».
После ан-Навави это объяснение приняли Ибн Хаджар, аль-Касталяни, аз-Заркани и аль-
Аджлуни. Это сильное объяснение было принято учеными.
______________________
[1] 1:219-221. И если бы не объем этой цитаты, то я бы привел ее полностью. В ее начале со
знанием и адабом опровергаются те, кто порицает разногласие и различие во мнениях и
мазхабах.

[2] Ас-Сахави передает это от него в «Аль-Макасид аль-хасана» [с. 39], и аль-Касталяни
последовал за ним в этом в «Аль-Мавахиб» [5:391], а также аль-Аджлуни – в «Кашф аль-хафа»
[1:65] и другие.

[3] Коран, 28:73.

[4] 11:91-92