Вторая история раскрывает мнение имама Малика о той же идее – когда ему предложили объединить людей вокруг его «Муватта».
Существуют различные версии этой истории, и его ответ на это предложение разнится от одной к другой, но все они сходятся в общей точке – отказ от объединения людей вокруг одного мазхаба, чтобы выбор оставался широким.
Ибн Абу Хатим[1] сказал: «Малик сказал: «И затем [Абу Джафар аль-Мансур] сказал мне: «Я хочу сделать это единым знанием одним, а затем написать всем амирам войск и судьям, чтобы они следовали этому, а кто будет противоречить этому, того я казню».
И я ему сказал: «О повелитель правоверных, поистине, Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, отправлял разные войска в разные области, и при его жизни не было завоевано много земель. Затем правил Абу Бакр, и при нем тоже не было завоевано много земель. Затем правил Умар, и при нем было завоевано очень много земель, и он был вынужден отправлять сподвижников Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, обучать людей. И люди не переставали получать знания от старшего поколения до наших дней. И если ты захочешь отвратить людей от того, к чему они уже привыкли, к тому, что они не знают, то они могут счесть это неверием[2]. Следует оставить людям каждой местности их знания, и возьми это знание себе».
И затем он сказал мне: «И запиши это знание для Мухаммада», – то есть его сына аль-Махди который стал халифом после него»».
Эта история передается от Ибн Са’да в «Аль-Кысм аль-мутамим»[3] от его шейха аль-Вакиди, о котором аз-Захаби[4] сказал: «Хоть насчет его слабости и нет разногласий, он говорит правду и занимает высокое положение». И аль-Вакиди сказал: «Я слышал, как Малик ибн Анас говорил: «Когда Абу Джа’фар аль-Мансур совершал хадж, он позвал меня к себе, и я пришел к нему и поговорил с ним. Он задал мне вопрос, и я ответил ему.
И он сказал мне: «Я решил повелеть сделать много копий твоей книги [то есть «Аль-Муватта»], а затем разослать ее в разные земли мусульман, чтобы они следовали ей и не отходили от того, что в ней изложено, и чтобы они отказались от остального знания, потому что я вижу, что основа знания – это Медина и передачи знания из нее»».
И он сказал: «Я сказал ему: «О повелитель правоверных, не делай этого, поистине, до людей уже дошли мнения, они слышали хадисы и передавали риваяты. И каждая группа людей уже практикует то, что до них дошло, и в вопросах, где есть разногласия, придерживается именно этого как религии, а отдалить их от того, к чему они привыкли, крайне сложно, и поэтому оставь им это и то, что каждая из местностей выбрала для себя»».
И он сказал: «И если подчинятся мне, то я буду повелевать это»».
[1] Предисловие к «Аль-Джарх ва ат-та’диль», с. 29.
[2] Это случилось в период эпохи табиинов и таби’-табиинов. В чем же разница между этим и тем, что мусульмане следуют определенному мазхабу, поклоняясь Аллаху согласно этому мазхабу и неукоснительно следуя ему без взаимной ненависти и распространения смут?! На это указывает имам Малик тут, об этом говорится и в следующем сообщении, и именно к этому призывал Умар ибн Абдуль-Азиз, если люди не переходят границы Шариата и доводов.
В известном письме аль-Лейса ибн Сада к имаму Малику, да будет доволен Аллах ими обоими, говорится следующее: «Сюда относится судейство на основе одного свидетеля и клятвы правообладателя. И ты [обращение к имаму Мадику] знаешь, что в Медине до сих пор выносят решение согласно этому принципу, но никто из сподвижников Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, не выносил решение по этому правилу ни в Шаме, ни в Хумсе, ни в Египте, ни в Ираке. И никто из праведных халифов не писал им об этом: ни Абу Бакр, ни Умар, ни Усман, ни Али. Затем к власти пришел Умар ибн Абдуль-Азиз, и, как ты знаешь, он стремился к оживлению Сунны и религии, и был прав в своих суждениях, и знал об убеждениях тех, кто был до него. Рузейк ибн Хукейм написал ему: «Поистине, ты выносил решение в Медине на основе одного свидетеля и клятвы правообладателя». Умар ибн Абдуль-Азиз потом ответил ему: «Мы выносили решение на основе этого только в Медине, ведь мы узнали, что люди Шама считали иначе. И поэтому мы выносим решение только на основе свидетельства двух справедливых мужчин, либо одного мужчины и двух женщин». См. «И’лям аль-мавакиин», 3:97.
Также см.: «Ат-Тамхид» Ибн Абуль-Барра (1:10) – почему он выбрал риваят Яхьи аль-Лейси для своего комментария, но не другие риваяты «Муватта».
[3] «Табакат» Ибн Саада, с. 440; аль-Интика, с. 80.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________
Просмотров: 740