От Ма`мара ибн Рашида, одного из имамов и хафизов, современников Суфьяна ас-Саури, тоже передается: «Нельзя, чтобы религия обесценивалась для мусульманина и чтобы он выискивал облегчения, ища таким образом заплатки в мирском для себя или для другого»[1]. Нам еще встретятся слова еще о том, что нельзя следовать ошибочным мнениям ученых.

Подтверждение законности идеи о широте выбора мнений среди имамов саляфов и халяфов – вещь очевидная, и она не нуждается ни в доводе, ни в доказательстве, ни в цитате. И их отношение более явно тут, чем какие-либо слова. Но ради краткости я приведу слова двух имамов-муджтахидов, которые оказали огромное влияние на мусульманскую умму. И они занимали ясную позицию по отношению к «движению об объединении мазхабов и стремлении привести людей к одному мнению».
Что касается первого имама, то это Умар ибн Абдуль-Азиз, да будет доволен им Аллах. В «Ас-Сунан» ад-Дарими[2] говорится, что Хумейд ат-Тавиль сказал Умару ибн Абдуль-Азизу: «Если бы ты привел людей к одному мнению!»
И он ответил на это: «Меня не обрадовало бы, если бы между ними не было никаких разногласий». И затем он написал в разные части халифата, чтобы местные кадии выносили решение согласно тому, что говорят их факихи.
Абу Зур’а ад-Димашки[3] также передает от Сулеймана ибн Хабиба аль-Мухараби, известного табиина и кадия Дамаска, что тот сказал: «Умар ибн Абдуль-Азиз захотел объединить людей[4] разной местности вокруг одного решения». А затем он сказал: «В каждой местности из провинций халифата и в каждом из войск был один из сподвижников Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. И среди них были судьи, которые выносили решения, и эти решения были одобрены одним из сподвижников. И люди этой местности стали следовать этому решению, и это объединило их. И им следует продолжать так делать»[5].

И Умар оставил свою идею, и он был очень чуток и поэтому не изменил положение вещей, к которому мусульмане привыкли, если это было в рамках Шариата[6]. И его слова об этом еще встретятся в одном из примечаний.

[1] Эти слова означают, что человек не должен жертвовать своей религией и душой, чтобы дозволять другим очевидно запретные вещи, например, музыку. И если он это делает, то получается, что от отрывает часть своей религии и делает ее заплаткой для мирского другого человека, который по его шее пойдет в Ад. Пусть Аллах защитит нас. Прим. Абу Али.

[2] Глава о разногласии факихов, 1:151.

[3] Тарих Абу Зур’а ад-Димашки, 1:202.

[4] Имеется в виду, что, когда Умар ибн Абдуль-Азиз стал халифом мусульман, он решил объединить их вокруг одного мазхаба в фикхе. Прим. Абу Али.

[5] Умар ибн Абдуль-Азиз понял, что причина разногласий в среде мусульман – разногласия между сподвижниками. И поэтому те, кто порицает разногласия в фикхе и считает это заблуждением и причиной разделения мусульман, косвенно порицают поколение сподвижников, потому что среди них эти разногласия в фикхе имели место, и никто из них не боролся за то, чтобы это устранить. Поэтому те, кто осуждает, например, ханафитов за то, что те не поднимают руки в намазе, и призывает их «следовать Сунне и оставить мазхаб», на самом деле, порицает сподвижников, от которых имам Абу Ханифа взял это решение в мазхабе. Почему другие сподвижники не порицали Ибн Масуда за такое мнение? Почему они не призывали его «следовать Сунне»? Аллаху Мустаан. Прим. Абу Али.

[6] Если в каком-то народе распространилась музыка или другие запретные дела, то вышеизложенную мысль нельзя использовать в качестве оправдания тому, чтобы оставить все как есть, ведь это запретно по Шариату, даже если это часть культуры того или иного народа. Прим. Абу Али.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz