И эта история с Аишей, да будет доволен ею Аллах, приводится в различных версиях. В этом риваяте спрашивал Абдуллах ибн Абу Кейс, а во втором риваяте от Абу Дауда[1], который приводит его от своего шейха Мусаддада и от другого своего шейха, имама Ахмада[2], спрашивал Гудейф ибн аль-Харис, который сказал: «Я сказал Аише: «Видела ли ты, как совершал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, полное омовение: в начале ночи или в конце?»
И она ответила: «Он иногда совершал полное омовение в начале ночи, а иногда в конце».
И я сказал: «Аллаху Акбар. Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким».
Затем он спросил ее о его, солляллаху алейхи ва саллям, намазе витр, о том, читал он Коран в намазе тихо или громко, и она каждый раз отвечала: «Иногда совершал так, а иногда по-другому», – а он каждый раз говорил: «Аллаху Акбар. Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким»».
Этот хадис приводится также у ан-Насаи[3] и Ибн Маджа[4].
В следующей ситуации с Аишей, да будет доволен ею Аллах, задавал вопросы третий человек.
Имам Ахмад приводит в «Муснаде»[5] от Яхьи ибн Ма`мара, который сказал: «Я спросил Аишу: «Ложился ли Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, спать, когда ему было обязательно совершать полное омовение?»
И она ответила мне: «Иногда он ложился спать, после того как совершал полное омовение, иногда ложился спать, до того как совершать полное омовение, но в этом случае он совершал малое омовение».
Я сказал: «Хвала Аллаху, который сделал в религии выбор широким»».
Затем он также привел этот риваят[6] повторно от Яхья ибн Ма`мара от Аиши: «Ее спросил один человек…» И либо это другая история, либо он указал на себя[7] в третьем лице. В этом риваяте человек спрашивал, громко ли Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, читал Коран ночью, совершал он витр в начале или в конце ночи. И в этом риваяте также есть слова: «Хвала Аллаху, Который сделал в религии выбор широким»[8].
Облегчение и широта выбора напрямую связаны с милостью, и именно поэтому в некоторых риваятах от аль-Касима ибн Мухаммада передается, что это милость.
В «Аль-Хилья»[9] и «Аль-Мадхаль иля ас-Сунан аль-Кубра»[10] имама аль-Байхакы от аль-Касима ибн Мухаммада, говорится, что он сказал:«Разногласие сподвижников Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, было милостью для этих людей».
О том, что разногласие – это милость, говорил имам Малик и другие исламские ученые, и их слова мы еще приведем на этих страницах.
Да, безусловно, необходимо указать, что мы принимаем эту широту выбора лишь от того, кто заполнен знаниями, религиозностью и стойкостью в религии[11].
Ибн Абдуль-Барр передает от Суфьяна ас-Саури[12], да будет доволен им Аллах: «Знания для нас – это облегчение от достойного доверия, а что касается усложнений, то это может делать каждый»[13].
[7] То есть Яхья ибн Ма`мар в этом риваяте не уточнил, он подразумевается в риваяте или некто третий. Прим. Абу Али.
[8] Этот хадис от Яхьи ибн Ма`мара передает Атаъ аль-Хорасани, наименьшее его состояние – это «судук», как я разъяснил в примечании к «Аль-Кашиф» аз-Захаби (3805).
[11] Иными словами, в религии нельзя принимать облегчение от любого, кто дает такую фетву. Если человек сам бреет бороду и дает фетву, что бритье бороды дозволено, то всегда будет мысль о том, что его фетва – это оправдание для самого себя, в первую очередь. Или, например, если известно, что жена некого человека путешествует без махрама, а сам он дает фетву о дозволенности этого, то всегда будет мысль, что именно поэтому он дает такую фетву. Но, даже если бы они этого не делали, обе эти фетвы неправильны и за ними нельзя следовать. Прим. Абу Али.
[12] Джами баян аль-ильм, 2:36.
[13] Имеется в виду, что, для того чтобы сказать, что нечто запретно, знание не требуется, и это может сделать каждый словами: «Лучше тебе этого не делать». Но, для того чтобы нечто дозволить, требуется глубокое знание и богобоязненность. Это очень мудрые слова, и пусть каждый подумает над ними. Прим. Абу Али.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________
Просмотров: 769