Имам, аль-Кади Яхья ибн Саид аль-Ансари (умер в 143-м году), один из великих табиинов: «Те, кто издает фетву, не тревожатся: один дозволяет, а другой запрещает. И тот, кто запрещает, не считает, что тот, кто дозволяет, погиб из-за своего дозволения, и тот, кто дозволяет, не считает, что тот, кто запрещает, погиб из-за того, что запрещает». В предыдущем источнике Ибн Абдуль-Барр привел этот риваят с иснадом.

Также этот риваят приводит имам аз-Захаби[1] с другим иснадом в следующей форме: «Обладатели знания – это обладатели широты. И люди фетвы не беспокоятся из-за того, что расходятся в своих ответах: и один разрешает, а другой запрещает, и никто из них не порицает за это другого».
Более очевидно в том, что нас интересует, – это то, что один из великих саляфов, великий праведник и достойный доверия, хотел устранить слово «разногласие» из обихода. В биографии Тальха ибн Мусаррифа[2] (умер в 113-м г.), рахимахуллах, (это великий табиин и современник аль-Касима ибн Мухаммада), есть слова его ученика, Мусы аль-Джухани: «И Тальха, если рядом с ним употребляли слово «разногласие», говорил: «Не говорите «разногласие», но говорите «широта выбора»».
Абу Исхак ас-Сабии (умер в 127-м г.), один из великих табиинов и хафизов, сказал: «Они считали, что широта выбора – это помощь для религии»[3].
Также приводится в «Маджму’ аль-фатава»[4]: «Один человек написал книгу о разногласиях, и имам Ахмад сказал ему: «Не называй ее книгой о разногласиях, но назови «Книга о широте выбора». Ведь слово «разногласие» может указывать на раздор и разлад, а словосочетание «широта выбора» ясно указывает на облегчение, упрощение и легкость».
И это очень важные их слова, да помилует их Аллах: они исправляют неточность и объясняют смысл и пользу этого разногласия, чтобы слушатель решил по ошибке, что якобы это разногласие в ответвлениях Шариата подобно порицаемому разногласию в основах религии.
И они любили облегчение в вопросах Шариата, потому что они понимали, что облегчение – это одно из основных принципов Шариата[5].
Имам Муслим в «Сахихе», Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят с одним и тем же иснадом[6]: от Кутейба ибн Саида от аль-Лейса ибн Саада от Муавии ибн Солиха от Абдуллаха ибн Абу Кейса, который сказал: «Я спросил Аишу о намазе витр Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: «Как он совершал витр? В начале ночи или в конце ночи?» И она ответила: «Он делал по-разному. Иногда он исполнял витр в начале ночи, а иногда исполнял в конце ночи». И он сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким».
Еще я спросил: «Как он читал? Читал он громко или тихо?» И она ответила: «Он делал по-разному. Иногда читал тихо, а иногда громко». И я сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким».
И еще я спросил: «Как он поступал, когда необходимо было делать гусль? Совершал он гусль, до того как ложился спать, или ложился спать, до того как совершить гусль?»
И она ответила: «Он делал по-разному. Иногда он совершал гусль и ложился спать, а иногда просто совершал омовение и ложился спать». И я сказал: «Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким»».
Очевидно, на что мы хотим указать в этом хадисе, – это слова: «Хвала Аллаху, Который сделал выбор в этом вопросе широким».

[1] Ат-Тазкира, 1:139.

[2] Хильят аль-авлия, 5:119.

[3] «Аль-Джадият» Абу аль-Касима аль-Багави, 1:322.

[4] 30:79.

[5] Речь идет об облегчении, которое основано на доводе, а не на устремлениях нафса. Прим. Абу Али.

[6] Муслим, 3:216; Абу Дауд, 2:139, №1437; ат-Тирмизи, 2:169.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz