Что касается второй части его слов, то это правда, и часть этого относится к массовой
передаче некой ошибки, а часть – к ошибочным мнениям ученых. И нужно отстраняться от
обеих этих вещей, но это никак не связано с нашей темой, потому что надо следовать за
доказательством. Более подробный ответ еще последует, и тебе, читатель, стоит проявлять
терпение и осмотрительность в связи с тем, что предмет исследования труден.

Абу аль-Касим ат-Тамими сказал[1]:

«И некто из них сказал: «За ними можно следовать в том, что они говорят, что полное
омовение обязательно лишь после семяизвержения, в дозволении временного брака,
в том, что, если человек не смог найти воду, то полное омовение ему делать не
обязательно, и в том, чтобы не протирать хуффы?!» И на это мы ответим: «В этих
вопросах мы следуем повелениям и запретам Посланника Аллаха (да благословит его
Аллах и да приветствует), а касательно перечисленного передается запрет
Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и мы принимаем
его слово и отклоняем их слова».

Аль-Мунави сказал[2]:

«И если скажут, что все это не устраняет запрет Всевышнего Аллаха на разногласия:

وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّـهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь»[3],
— и:

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِن بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к
ним явились ясные знамения»[4],

— то я на это отвечу: «Это подвох со стороны того, в чьем сердце обнажилась явная
болезнь. Множество людей поднялось, чтобы опровергнуть его, и среди них – Ибн аль-
Араби и другие. И суть в том, что Всевышний Аллах запретил разногласие в смысле
противостояния посланникам, на что указывает хадис: «Поистине, тех, кто были до
вас, погубило множество разногласий с их пророками».

А что касается этой уммы, то пусть Аллах убережет от того, чтобы в ней появился
ученый, который явно будет противоречить [пророкам], потому что Всевышний Аллах
обещал за это мучительное наказание. И спорящий с нами согласен, что тот из этой
уммы, кто ошибается в фикховых разногласиях, прощен за это. Поэтому данный аят
должен однозначно относиться к тем, кто намеренно противоречит пророкам, значит,
между ним и хадисом нет противоречия».

Здесь опровергают фанатичных последователей некоторых имамов, и этот фанатизм стал
массовым бедствием.

Аз-Захаби сказал:

«Между имамами много разногласий в вопросах фикха и в некоторых основах (усуль),
и у малой их части есть ошибки, где они оступились. Нам же велено следовать за тем
из них, кто больше всех прав, и мы однозначно утверждаем, что цель всех из них – это
лишь следование Корану и Сунне, а во мнениях они расходились из-за кыяса или
толкования».

[1] Аль-Худжа, 2:400-401; и он тут словно опровергает Ибн Хазма.

[2] Файд аль-Кадир, 1:210.

[3] 103:3.

[4] 3:105.