[Аз-Захаби говорит]:

«И если ты видишь, как факих противоречит хадису или искажает его смысл, то не
спеши говорить о его ошибке, ведь Али, каррамаллаху ваджхаху, тому, кто сказал
ему: «Ты считаешь, что Тальха и Зубейр заблуждаются?» – ответил: «Ты запутался,
потому что истину не узнают от людей, но узнай истину, и потом ты узнаешь ее
сторонников».

«Имамы не переставали расходиться в фикхе и некоторых вопросах касательно основ,
однако они все были едины в возвеличивании Всевышнего Аллаха, в том, что нет
ничего подобного Ему, что то, что Он и Его Посланник установили, – это истина, что у
них одна Книга и один Пророк, что у них одна кибла. А споры и диспуты служат для
выявления истины и для того, чтобы ученый мог раскрыть знания тому, кто не может
самостоятельно это сделать, и чтобы предостеречь слабого и беспечного. А если кто-
то из совершенных проявлял тщеславие, а из малых – смирение, то даже
совершенные души ведут сея беспечно. Что говорить о злых и порочных душах?!»

И на эту цитату из аль-Мунави опирался алляма аз-Заркани в «Шарх аль-Мавахиб»[1], но не
указал источника этих слов.

Имам ибн аль-Араби[2], толкуя слова Всевышнего Аллаха:

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِن بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ ۚ وَأُولَـٰئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним
явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения»[3]

— сказал:

«Есть три вида запрещенного разделения:

Первое – разделение в акыде.

Второе – согласно словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует: «Не завидуйте друг другу» (то есть разделение в сердцах).

Третье – отстранение от вынесения решений об ошибках в вопросах фикха, чтобы
каждый продолжал придерживаться своего иджтихада, поскольку каждый из них
связан с вервью Аллаха на основе общего доказательства.

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть
никто не совершает аср не у бану Курейза». И среди них были те, кто отложил аср до
прихода к бану Курейза, основываясь на внешнем смысле слов Посланника Аллаха, да
благословит его Аллах и да приветствует. А кто-то из них сказал: Он не этого хотел от
нас, он хотел, чтобы мы поспешили». И Пророк, да благословит его Аллах и да
приветствует, никого из них не порицал за это.

И мудрость этого заключается в том, что запрещенное разделение – это то, которое
ведет к смуте, фанатизму и разделению джамаата»[4].

Но что касается разногласий в фикхе, то это украшение Шариата.

И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Если правитель проявит иджтихад и окажется правым, то его ждет две награды, а если
ошибется, то одна награда». И передается, что если окажется правым, то его ждет десять
наград[5].

И этот вид разногласий, который относится к украшениям Шариата, считается не
разногласием на основе противоречия, но разногласием на основе разных подходов (танаву’).

[1] 5:395.

[2] Ахкам аль-Куран, с. 291-292

[3] Коран, 3:105.

[4] Что происходит из-за тех, кто отвергает законные разногласия и признанные мазхабы.

[5] Ахмад передает это в «Муснаде» (4:205). Ибн Хаджар сказал в «Аль-Фатх» (13:319): «В
этой версии – слабость».