Имам Ахмад тоже передает в книге «Аль-Иляль»[1] от Мухаммада ибн Яхья аль-Каттана, что
тот сказал:
«Если человек будет следовать всем передаваемым облегчениям, то он станет
грешником из-за этого».
Шейх Такьюддин ибн Таймийя, рахимахуллах, тоже пишет в «Аль-Мусаввада»[2]:
«Абдуллах ибн Ахмад передает от своего отца[3], что тот слышал, как Яхья аль-
Каттан говорил:
«Если человек будет следовать всем послаблениям: мнению о пении мединцев,
мнению куфийцев о набизе, мнению мекканцев о временном браке, – то он станет
грешником»».
И так эти слова кому принадлежат? Мухаммаду ибн Яхье аль-Каттану или его отцу? Видимо,
Яхье аль-Каттану.
Аль-Хафиз [Ибн Хаджар аль-Аскаляни] пишет[4]:
«Абдур-Раззак передает от Ма’мара: «Если человек возьмет мнение мединцев о
дозволенности прослушивания музыкальных инструментов и дозволенности половой
близости через задний проход, мнение мекканцев о временном браке и
ростовщичестве (риба), а также мнение куфийцев в набизе, то он будет худшим из
рабов Аллаха»».
Имам аль-Хаким[5] передал от имама аль-Авзаи:
«Отстраняются от пяти мнений людей Ирака и от пяти мнений людей Хиджаза..», – и
дальше перечислил эти мнения.
Абу Бакр аль-Аджури сказал в «Тахрим ан-нард ва аш-шатрандж и аль-маляхи»[6]:
«Если кто-то в виде облегчения для дозволения игры в шахматы приведет слова о
том, что люди, на которых указывали как на обладателей знаний, дозволяли игру в
шахматы, то ему следует ответить:
«Подобные доводы приводят те, кто следует за страстями и отказывается от знания.
Не нужно следовать за ошибкой обладателя знаний, и нам запрещено это, и насчет
[того, что люди начнут следовать таким ошибкам] есть серьезные опасения»».
А затем он привел слова Умара ибн аль-Хаттаба:
«Сбивают три вещи: заблудший имам, спор лицемера при помощи Корана и ошибка
ученого».
И Абу Али аль-Карабиси, имам в области каляма, хадисов и фикха, перечислив отдельные
отвергнутые мнения некоторых саляфов, сказал:
«Если некто скажет: «Но ведь все эти люди из числа обладателей знания», – то на это
следует ответить: «Поистине, Ислам разрушает ошибка ученого, а ошибки даже
тысячи невежд не могут разрушить Ислам»»[7].
Клянусь Аллахом, эти слова – истина, если ошибку поддерживают невежеством и глупостью и
выставляют как истину и правду, а противоречащее этому – как ошибку и заблуждение. Если
же это мнение не будет упоминаться и подвергнется забвению или будет опровергнуто, то
нет.
[1] 1:219.
[2] С. 518.
[3] То есть имама Ахмада. Прим. Абу Али.
[4] Ат-Тальхис аль-хабир, 3:187.
[5] «Ма’рифа улюм аль-хадис» (с. 65); а также через его ученика, имама аль-Байхакы («Ас-
Сунан», 10:211). Эти слова от Хакима передает и аз-Захаби в «Ас-Сияр» (7:131) и аль-Хафиз
в «Ат-Тальхис». Между этими риваятами есть небольшие различия в формулировках.
[6] С. 170.
[7] «Табакат Шафии Кубра» ас-Субки (2:125).