У Ибн Каййима есть очень важные слова на эту тему[1], где он говорит, что надо отстраняться
от ошибок ученых, и я приведу начало этих слов.

И он разъяснил, как соотносить обязанность следовать за имамами, с одной стороны, и
отстранение от мнений, которые нельзя у них перенимать, с другой.

И он говорит:

«Необходимы две вещи, и одна намного значительнее другой, и это наставление ради Аллаха,
Его Посланника, Его Книги и Его религии, и очищение ее от ложных мнений, противоречащих
тому, с чем Всевышний Аллах направил Своего Посланника.

Второе – это познание достоинства имамов Ислама, их положения, их прав и их ранга, а еще
то, что их достоинства, знания и наставление ради Аллаха и Его Посланника не требуют
принятия всего, что они сказали. А в некоторых их фетвах они сказали то, что сказали, потому
что от них было скрыто то, что передавал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и
они вынесли это решение на основе имеющегося у них знания.

И тот факт, что истина не совпадает с их мнением, не означает, что нужно полностью
отказаться от их мнений в целом, принижать их или выступать против них. И эти две
крайности отводят от цели, а истинный путь – между ними, но мы их не порицаем, хотя и не
верим в их безгрешность. И к ним надо относиться так же, как и к сподвижникам, которые
были до них.

И между этими двумя вещами нет противоречия[2] для того, кому Аллах раскрыл сердце для
Ислама.

Но эти две вещи будут взаимоисключающими для одного из двух типов людей:

Для тех, кто не знает истинной сути Шариата, с которым был послан Пророк, солляллаху
алейхи ва саллям. Но тот, кто знает Шариат, хорошо понимает, что благородный человек, у
которого есть благое наследие для Ислама и к которому мусульмане относятся с почетом,
может иногда совершить ошибку. И его за эту ошибку прощают, он даже получит награду за
свой иджтихад, но этому мнению нельзя следовать, как нельзя и развенчивать его почетное
положение имама и уничтожать его высочайший статус в сердцах мусульман».

Далее его крайне полезные слова продолжаются.

И я подробно остановился на этом, чтобы раскрыть [печальное] положение и практику тех, кто
следует отвергнутым, слабым и редким мнениям, которые противоречат мнениям
подавляющего большинства имамов мусульман с времен сподвижником и тех, кто был после
них на протяжении веков.

[Я подробно остановился на этом еще и] из страха, что люди, которые ради мирских целей
используют религию, будут приводить эти отвергнутые мнения, обосновывая это тем, что
мнения наших имамов всегда основаны на Коране и Сунне и что эти мнения всегда законны и
имеют право на существование.

И я детально указал, что у некоторых из них были ошибки, выходящие за грань [Шариата], и
что этим мнениям нельзя следовать и их не следует брать в расчет.

И лишь Аллах наставляет на [путь] истины.

[1] И`лям аль-мавакки’ин, 3:294 – и далее.

[2] То есть между возвеличиванием имамов, с одной стороны, и отказом следовать за их
ошибками, с другой, нет противоречия. Прим. Абу Али.