Что касается необходимости получения знания от шейхов, то об этом говорить можно очень
долго, но рассказать обязательно, даже если придется долго описывать, потому что это
крайне важно в наше время и потому что это можно назвать главнейшим условием, при
котором исправится обсуждаемое нами плачевное положение.

Поистине, учителя студентов – это их родители. И если человек говорит в области шариатского
знания без учителей, то он будто подкидыш в научном смысле – непонятно кто и непонятно, с
какой родословной.

Имам ан-Навави[1], рахимахуллах, указывает, что писать биографии ученых обязательно, и
говорит:

«Поистине, наши праведные предшественники и имамы подобны нашим родителям».

В этой же книге[2] в биографии Муслима ибн Халида аз-Занджи он пишет:

«Муслим, да будет доволен им Аллах, – это один из наших дедов в цепочке передачи
фикха, которая связывает нас с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да
приветствует».

А в своей огромной книге «Аль-Маджму’»[3] в биографии Абуль-Аббаса ибн Сурейджа он
пишет:

«Один из наших предков в цепочке передачи фикха».

И они не обращали внимание на тех, у кого не было учителей в шариатском знании, не считая,
что у такого человека вообще есть знания, не придавая значения его словам и не считая его
достойным того, чтобы вообще с ним говорить, ведь такой человек – сплошная ошибка.

В «Аль-Ильма’» Кади Ияда и «Ас-Силя» его ученика Ибн Башкуваля[4] передается от имама Ибн
аль-Фаради с его иснадом до Салиха ибн имам Ахмад:

«Я слышал, как мой отец[5] говорил: «Люди – это лишь те, кто говорит: «Нам
передали, нам рассказали», – а в остальных нет блага».

И когда Мутасим[6] сказал моему отцу, чтобы тот поговорил с Ибн Абу Дуадом, то мой
отец отказался: «О чем мне говорить с человеком, которого я никогда не видел у
дверей ученых?»

«Абу Хайян аль-Андалуси сказал: «Каждый, кто занимается наукой, достигнет в ней
вершин и увеличит свои знания, кроме людей хадиса, потому что большинство из них
– простолюдины, которые не стояли перед учеными, чтецами Корана, факихами,
знатоками грамматики и языка, литературы или усуля. И каждому из них, лишь
только он доучивал грамоту, подобный же ему простолюдин внушал любовь к
прослушиванию хадисов»[7].

Посмотрите на его слова «большинство из них – простолюдины, которые не стояли перед
учеными»! Под словом «ат-тамассуль» (стояние) имеется в виду то, что студент не провел
надлежащего времени перед ученым в этой области или перед его дверью, чтобы получить
доступ к знаниям, в которых нуждается студент, изучающий эту благородную науку. И лишь к
Аллаху обращены мольбы.

[1] В предисловии к «Тахзиб аль-асма валь-люгат» (1:11).

[2] 2:93.

[3] 1:214.

[4] Аль-Ильма` стр. 28 и «ас-Силят» 1:255

[5] То есть имам Ахмад. Абу Али.

[6] Халиф того времени. Абу Али.

[7] Речь идет о тех, кто просто сидел на маджлисах чтения книг по хадису и по факту
этого сидения он получал иджазу, но кроме этого он ничем другим не занимался в научной
области и не получал знания у алимов. Абу Али.