И это стало основой и для тех, кто пришел после них. И табиины постоянно находились рядом
со сподвижниками, подобно тому как те были близки к Пророку (да благословит его Аллах и да
приветствует), что дало им понимание религии и помогло достичь высот в шариатских науках.
И тебе достаточно для указания на достоверность этого принципа того, что, какого бы ученого
ты ни взял, который стал известен людям, он стал известен только лишь на основе этого
принципа.
И мало кто из числа заблудших и из тех, кто идет против Сунны, не пошел наперекор этому[1].
И из-за этого ученые порицали Ибн Хазма аз-Захири, ведь он не провел должное время среди
ученых и не проявлял должного уважения к ним[2]. Иначе вели себя великие имамы, такие как
известные четыре имама и другие, подобные им.
Третье качество – это следование за тем, у кого берешь знание, и соблюдение адаба к нем, как
стало ясно из следования сподвижников за Пророком (да благословит его Аллах и да
приветствует), а табиинов – за сподвижниками. И так продолжалось каждый век.
И именно этим Малик отличался от своих сверстников, то есть высокой степенью этого
следования. Всякий, за кем следуют в религии, обладал этим качеством, но Малик стал
известен тем, что он более других им отличался.
И, когда так поступать перестали, нововведения подняли голову, потому что отказ от
следования – это доказательство, что у того, кто отказывается следовать, появляется что-то
новое, и в основе это следование за страстями.
И когда стало ясно, что необходимо получать знания у ученых, то есть два пути.
«Первый путь – изустно, и это самый полезный и самый безопасный путь из-за двух вещей.
Существует особая связь между учителем и учеником, которую Всевышний Аллах установил, и
это ощутил каждый, кто получал знания и был рядом с учеными.
Сколько же тем студенты читают, заучивают и постоянно повторяют, но не понимают до
конца?! И если бы тему проходили с ученым, то студент понял бы все мгновенно! Дело в том,
что ученик приобретает особое понимание в присутствии учителей, и оно не дается ему в
других ситуациях. Этот особый свет продолжает светить, пока они следуют за своими
учителями и соблюдают к ним адаб».
«Второй путь – усовершенствование знаний на основе понимания целей этой науки и ее
терминологию через чтение книг. И это может быть достигнуто через первый путь, то есть
путем чтения книг перед учеными, либо через то, что к этому возвращается. Но книги сами по
себе ничего не дадут студенту без помощи ученого, в чем можно убедиться[3]».
[1] То есть эти заблудшие во многом впали в заблуждение из-за того, что не получали
знания у ученых и не находились рядом с ними должное количество времени. Прим. Абу
Али.
[2] Обрати внимание на точность выражений имама аш-Шатыби «не провел должное
время», и пусть тебя не смущает то, что Ибн Хазм в «Аль-Махалля» и других книгах
передает от многих шейхов, так как это разные вещи. Нахождение рядом предполагает
проведение с учителем должного количества времени, а передача может осуществиться
просто на общем собрании, где диктуют хадисы, или когда шейх в общем дает кому-то
иджазу.
[3] Студенту следует понимать, что базовые тексты той или иной науки следует пройти с
учителем, но это не означает, что каждую книгу, которую он хочет открыть, он обязан
пройти с шейхом. Это невозможно, и к этому никто не призывает.
Необходимость получения знания от шейхов не означает, что порицаемо читать
самостоятельно. Более того, самостоятельное чтение – единственное условие развития
студента. Однако все отрывки, которые он не понял при самостоятельном чтении или
хочет уточнить, он показывает своим учителям и просит их пояснить это. Такой подход
поможет студенту быстро развиваться и расширять свой научный кругозор.
Поэтому у каждого студента всегда должно быть заготовлено сразу несколько вопросов
по каждой из наук, на которые он хочет найти ответ, и как только он встречает человека,
который потенциально может ответить на них, то надо сразу же их задать. Шейх
Мухаммад Аввама (да сохранит его Аллах) говорил в одном из своих выступлений, что,
если бы студенты стремились получить ответы на вопросы так же усердно, как хотят
получить разные иджазы, это бы им помогло намного больше. Прим. Абу Али.