Вопрос: Хотелось бы получить разъяснения по поводу того, что делать, если вы случайно нашли деньги или ценные вещи. Есть ли какое-либо постановление Шариата на этот счёт? Можно ли отдать деньги на благотворительность?

 

Ответ:
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
  1. 1.
    Если человек обнаружит на дороге, тротуаре или в общественном месте какую-либо вещь, то ему запрещается подбирать её и оставлять у себя. Аналогично, если человек пригласил к себе в дом каких-либо гостей для трапезы или по другой причине, и один из них оставил после себя какую-либо свою личную вещь, то ему запрещено подбирать её и оставлять себе. Если же он решил взять вещь, то должен сделать это с намерением найти её владельца и вернуть.
  2. 2.
    Если человек нашёл вещь и не подобрал её, то на нем нет греха. Однако если он нашёл вещь в таком месте, где есть опасение, что если её не подберёт он, то подберёт кто-либо другой и не вернёт владельцу, тогда для этого человека становится обязательным (ваджиб) подобрать вещь и вернуть владельцу.
  3. 3.
    Если человек нашёл потерянную вещь и подобрал её, то он обязан найти владельца и вернуть вещь ему. Если он поднимет вещь и положит её в другое место или заберёт с собой, не разыскивая владельца, то совершит грех, независимо от того, нашёл ли он её в безопасном месте, где не опасался её потерять, или же нашёл в небезопасном месте, являлось ли для него ваджибом подбирать её или нет. В обоих случаях действует одно и то же правило: если он взял вещь в руки, то становится ваджибом искать её владельца, и он не должен класть её на то же место, где он её нашёл.
  4. 4.
    Если человек нашёл вещь, он должен разыскать её владельца и объявить о находке во всех общественных местах. Человек должен чётко объявить, что нашёл такую-то вещь и что владелец должен прийти и забрать её. Однако он не должен указывать, что именно он нашёл, дабы не откликнулся обманщик и не претендовал на неё не по праву. Вместо этого он должен дать лишь нечёткое описание этого предмета. Например, он должен сказать, что нашёл драгоценности, одежду или кошелёк. Как только претендент придёт и даст подробное описание этих украшений, одежды или кошелька, он должен отдать их ему.
  5. 5.
    Если человек долго искал владельца или объявил о находке надлежащим образом, но так и не нашёл его, настолько, что более не надеется его найти, то он должен отдать эту вещь на благотворительность. Если же человек беден сам, то может оставить вещь себе для личного пользования. Если владелец придёт и потребует свою вещь после того, как человек отдал её на благотворительность, то он (владелец) может потребовать в качестве компенсации стоимость потерянной вещи. Если же он одобрил акт благотворительности, то получит за это вознаграждение[1].
А Всевышний Аллах знает лучше.
[1] Бешти Зевар («Райские украшения»)
المحيط البرهاني في الفقه النعماني (5/ 433)
يجب أن يعلم بأن التقاط اللقطة على نوعين: نوع من ذلك يفترض وهو ما إذا خاف ضياعها، ونوع من ذلك لا يفترض وهو ما إذا لم يخف ضياعها ذلك ينافي أخذها، أجمع عليه العلماء، فاختلفوا فيما بينهم أن الترك أفضل أو الرفع، ظاهر مذهب أصحابنا أن الرفع أفضل؛ لأنه لو لم يرفع هو ربما تصل إليها يد خائنة، وبعض المتقدمين قالوا: الترك أفضل؛ لأن صاحبها يطلبها في المكان الذي سقطت منه، فإذا تركها وصل إليها يد المالك، ومن العلماء من قال: إن كان….. …. يأمن على نفسه الخيانة، فالرفع أفضل، وإن كان فاسقاً لا يأمن على نفسه الخيانة فالترك أفضل، ثم ما يجده الرجل……… …. أن صاحبه لا يطلبه كالنورة في مواضع مختلفة، وكقشور الرمان في مواضع متفرقة، وفي هذا الوجه له أن يأخذها وينتفع بها……………. وجدها في يده بعدما جمعها، فله أن يأخذها، ولا يصير ملكاً للآخذ، هكذا ذكر شيخ الإسلام خواهر زاده، وشمس الأئمة السرخسي في شرح كتاب اللقطة وهكذا ذكر القدوري في «شرحه» في المسائل المنثورة من «كتاب الحظر» والإباحة
الفتاوى الهندية — ط. دار الفكر (2/ 289)
كِتَابُ اللُّقَطَةِ  هِيَ مَالٌ يُوجَدُ في الطَّرِيقِ وَلَا يُعْرَفُ له مَالِكٌ بِعَيْنِهِ كَذَا في الْكَافِي الْتِقَاطُ اللُّقَطَةِ على نَوْعَيْنِ نَوْعٌ من ذلك يُفْتَرَضُ وهو ما إذَا خَافَ ضَيَاعَهَا وَنَوْعٌ من ذلك لَا يُفْتَرَضُ وهو ما إذَا لم يَخَفْ ضَيَاعَهَا وَلَكِنْ يُبَاحُ أَخْذُهَا أَجْمَعَ عليه الْعُلَمَاءُ وَاخْتَلَفُوا فِيمَا بَيْنَهُمْ أَنَّ التَّرْكَ أَفْضَلُ أو الرَّفْعَ ظَاهِرُ مَذْهَبِ أَصْحَابِنَا رَحِمَهُمْ اللَّهُ تَعَالَى أَنَّ الرَّفْعَ أَفْضَلُ كَذَا في الْمُحِيطِ سَوَاءٌ كانت اللُّقَطَةُ دَرَاهِمَ أو دَنَانِيرَ أو عُرُوضًا أو شَاةً أو حِمَارًا أو بَغْلًا أو فَرَسًا أو إبِلًا وَهَذَا إذَا كان في الصَّحْرَاءِ فَإِنْ كان في الْقَرْيَةِ فَتَرْكُ الدَّابَّةِ أَفْضَلُ وإذا رَفَعَ اللُّقْطَةَ يُعَرِّفُهَا فيقول الْتَقَطْتُ لُقَطَةً أو وَجَدْتُ ضَالَّةً أو عِنْدِي شَيْءٌ فَمَنْ سَمِعْتُمُوهُ يَطْلُبُ دُلُّوهُ عَلَيَّ كَذَا في فَتَاوَى قَاضِي خَانْ وَيُعَرِّفُ الْمُلْتَقِطُ اللُّقَطَةَ في الْأَسْوَاقِ وَالشَّوَارِعِ مُدَّةً يَغْلِبُ على ظَنِّهِ أَنَّ صَاحِبَهَا لَا يَطْلُبُهَا بَعْدَ ذلك هو الصَّحِيحُ كَذَا في مَجْمَعِ الْبَحْرَيْنِ وَلُقَطَةُ الْحِلِّ وَالْحَرَمِ سَوَاءٌ كَذَا في خِزَانَةِ الْمُفْتِينَ ثُمَّ بَعْدَ تَعْرِيفِ الْمُدَّةِ الْمَذْكُورَةِ الْمُلْتَقِطُ مُخَيَّرٌ بين أَنْ يَحْفَظَهَا حِسْبَةً وَبَيْنَ أَنْ يَتَصَدَّقَ بها فَإِنْ جاء صَاحِبُهَا فَأَمْضَى الصَّدَقَةَ يَكُونُ له ثَوَابُهَا