Вопрос: Ассаляму алейкум. Уважаемый Алим, скажите пожалуйста по Шариату до скольких недель можно прервать беременность? Я прервала беременность в 6-7 недель медикаментозным способом, по семейным причинам и теперь очень сожалею об этом, и не хочу больше иметь детей. У меня есть один ребенок. (Новокузнецк, Кемеровская обл., Россия)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В Коране приводятся следующие слова:

الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي
– Жизнь – от веления моего Господа. (Коран, 17:85)

По данному аяту можно понять, сколь священна и значима жизнь. Каждое веление – от Аллаха. Но здесь Аллах относит плод на Свой счет, что увеличивает его значение. Поэтому к жизни нужно относиться чрезвычайно трепетно. Об этом Аллах неоднократно говорит в Коране. Например:

مَنْ قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الْأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعًا
Кто убьет человека не за убитого и не за распространение смуты на земле, он словно убил все человечество. А кто спасет жизнь человеку, он словно спас жизнь всему человечеству. (Коран, 5:32)

Этих слов достаточно для выражения значимости жизни. Коран описывает различные стадии развития человеческого плода, но конкретные сроки каждой из них не названы. В одном из аятов Аллах говорит:

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ سُلَالَةٍ مِنْ طِينٍ ثُمَّ جَعَلْنَاهُ نُطْفَةً فِي قَرَارٍ مَكِينٍ ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَامًا فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْمًا ثُمَّ أَنْشَأْنَاهُ خَلْقًا آخَرَ فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ
Человека Мы создали из эссенции глины. Затем вложили его каплей спермы в твердо установленное место упокоения. Далее Мы создали из капли спермы сгусток крови, а потом из него – комок плода. Затем из этого комка Мы образовали кости и далее облекли их мясом. После этого Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Лучший творец! (Коран, 23:12–14)

В сборнике «Сахих» Муслима приводится хадис о следующих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха):

إن أحدكم يجمع خلقه في بطن أمه أربعين يوما، ثم يكون في ذلك علقة مثل ذلك، ثم يكون في ذلك مضغة مثل ذلك، ثم يرسل الملك فينفخ فيه الروح
Сотворение каждого из вас производится в материнской утробе в течение сорока дней в виде семени. Затем в течение того же периода он пребывает в виде сгустка крови и далее в течение того же срока в виде комка плода. Потом к нему посылают ангела, который вдыхает в него жизнь. (Муслим. Сахих. – № 2643, передал Ибн Масуд)

На основе этого специалисты по исламскому праву сделали вывод, что ключевым периодом являются первые четыре месяца (120 дней) беременности. После этого плод считают «живым», и любой аборт, по каким бы причинам он ни производился, становится запрещен и приравнивается к убийству. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Том 2, стр. 57)

ولا يعلم خلاف بين الفقهاء في تحريم الإجهاض بعد نفخ الروح. فقد نصوا على أنه إذا نفخت في الجنين الروح حرم الإجهاض إجماعا. وقالوا إنه قتل له، بلا خلاف

Теологи также постановили, что аборт до истечения 120-дневного срока дозволен лишь в случае необходимости, например:
а) если беременность произошла вследствие изнасилования;
б) если доказано наличие серьезных дефектов у плода: например, анэнцефалия (отсутствие мозга), синдром Дауна, трисомия, ВИЧ, врожденная краснуха;
в) если серьезные дефекты плода не доказаны, а лишь предполагаются, то в случае высокого риска для здоровья женщины на основании решения честного, надежного и опытного врача-мусульманина аборт может быть дозволен в первые четыре месяца беременности (подчеркнем, что обстоятельства должны носить исключительный характер, и разрешение должно быть основано на медицинских причинах) (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Том 2, стр. 57);
г) если имеется высокий риск непоправимого нарушения психического здоровья матери, и если врач уверен или склонен полагать, что депрессия, шизофрения станут неизлечимыми.

То есть аборт в течение первых 120 дней может быть произведен только по причине, которая признается исламом в качестве уважительной. (Кази Муджахид-уль-ислам. Планирование семьи и аборт. – Изд. Исламская медицинская ассоциация ЮАР)

Вы не указали причины, по которой был совершен аборт:
– если это было вызвано лишь материальными трудностями, собственным желанием или планированием семьи, то в этом случае аборт был запрещен, прерывание беременности было грехом, и вам необходимо искренне раскаяться и просить Аллаха о прощении за это преступление;
– если же аборт произошел по причине, приемлемой исламом, то, надеемся, такой поступок будет прощен.

Поскольку точную причину вы не указали, мы не можем сказать, какой из данных вариантов применим.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q597

 

Источник:    askimam.ru