В мечети, после совершения предписанной части намаза, джамаат совершает последующую сунну намаза. И лишь после этого делает зикр (33 рара субханал-лах, 33 аль-хамдулил-лях, 33 раза Аллаху акбар), а затем завершает намаз молитвой (дуа). Кто-то же сразу, после совершения предписанной части намаза, делает зикр и дуа, а затем либо совершает сунну или вообще уходит. По их мнению «совершение зикра и дуа сразу же после предписанной части намаза является сунной. Совершение же зикра и дуа, согласно мазхабу ханафитского толка, после совершения сунны намаза, противоречит сунне». Я хотел бы узнать, насколько обосновано их мнение? И действительно ли наши действия противоречат сунне?

Следует отметить, что совершение зикра и дуа после предписанной части намаза является сунной. Достоверных изречений посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует), касающихся данного вопроса, предостаточно. К примеру в хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо, после каждой молитвы, будет произносить 33 раза «субханал-лах», 33 раза «аль-хамду лил-лях», 33 раза «Аллаху акбар», все в общем будет 99 раз, и в сотый раз скажет: «Ля иляяха иллял-лаху уахдаху ля шариика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамду уа хуа аляя кульли шайин кадиир»,-то ему простятся его грехи, даже если они будут подобны пене морской».[1]

В другом риуаяте сказано: «Тот, кто после каждой предписанной молитвы будет читать «Аятуль-Курси», будет под покровительством Аллаха до следующей молитвы».[2]

Наряду с этим в другом хадисе ‘Укба ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) приказал мне читать после каждой молитвы суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас».[3]

Как видно из приведенных риуаятов, совершение зикра и дуа после молитвы является важной сунной посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует). Что же касается совершения зикра и дуа непосредственно после предписанной части намаза, то среди ученых существует два мнения относительно этого вопроса. В тех мазхабах, кроме мазхаба ханафитского толка, которые берут за основу хадисы, в которых сказано, что посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) делал зикр и дуа непосредственно после «предписанной части намаза», зикр и дуа делаются сразу же после совершения предписанной части намаза. Ученые же мазхаба ханафитского толка берут за основу хадис, переданный Муслимом от Айши (да будет доволен ею Аллах), в котором сказано: «После приветствия в намазе посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) сидел столько, сколько требовалось для произношения слов: «Аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам»,-а так же хадис, приведенный в «Сахих Аль-Бухари» от Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), в котором сказано: «После приветствия посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) в намазе, женщины сразу же вставали со своих мест. А посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) вставал с места лишь немного повременив».[4]

С целью соответствия действий подобным хадисам, ученые мазхаба ханафитского толка придерживаются мнения, что зикр и дуа следует делать не после предписанной части намаза, а после совершения последующей сунны. Если же совершать зикр и дуа непосредственно после предписанной части намаза, то это будет противоречить хадису, переданному от матери правоверных Айши (да будет доволен ею Аллах). К тому же понятно, что 33-х кратное произношение слов «субханал-лах», «аль-хамду лил-лях» и «Аллаху акбар», произношение слов «ля иляяха иллял-лаху уахдаху ля шариика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамду уа хуа аляя кульли шайин кадиир», а так же чтение «Аятуль-Курси» и сур «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас», требует большего времени, чем для произношения слов «аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам». А согласно риуаяту матери правоверных Айши (да будет доволен ею Аллах), посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует), после совершения предписанной части намаза, сидел столько, сколько требовалось для произношения слов: «Аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам». Если так, то посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) в намазах, в которых после предписанной части следовало совершить сунну, после совершения предписанной части молитвы и произношения короткого зикра, наподобие слов «аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам», вставал и в своей комнате, соседствующей с мечетью, совершал последующую сунну намаза, а затем произносил зикр и дуа, приведенные выше.

При совершении же утренней и послеполуденной молитв, в которых нет последующей сунны, посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) произносил зикр и дуа непосредственно после совершения предписанной части намаза. Следующие слова посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) подтверждают сказанное: «Тот, кто после совершения утренней молитвы с джамаатом, находясь на месте совершения намаза, до восхода солнца будет поминать Аллаха, а затем совершит два ракаата намаза, будет удостоен воздаяния полного хаджа и умры. Полностью, полностью, полностью».[5]

Если говорить подробнее, то хадис, в котором сказано: «После приветствия в намазе посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) сидел столько, сколько требовалось для произношения слов: «Аллахумма антас-саляям уа минкас-саляям, табааракта йа заль-жаляяли уаль-икраам»,-будет касаться молитвы, в которой, после предписанной части, есть последующая сунна и не будет касаться утренней и послеполуденной молитв, в которых после предписанной части нет сунны.3

То есть, некоторые риуаяты, в которых упоминается о длинных зикрах после произношения предписанной части намаза, наподобие 33-х кратного произношения слов «субханал-лах», «аль-хамду лил-лях» и «Аллаху акбар», произношение слов «ля иляяха иллял-лаху уахдаху ля шариика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамду уа хуа аляя кульли шайин кадиир», а так же чтение «Аятуль-Курси», ученые мазхаба ханафитского толка относили к намазам, в которых после предписанной части нет сунны.

К тому же, слова в хадисах «после предписанной части намаза», ни в коей мере не противоречат произношению зикра и дуа после последующей за предписанной частью намаза сунны. Так как «сунна муаккада», которую следует совершать после предписанной части намаза, является важной частью молитвы. Вдобавок к этому, сунна муаккада не является отдельным видом намаза, наподобие «тахаджуда» и «духа» и совершается до или же после предписанной части намаза. К примеру слова: «Я совершаю пятикратный намаз»,-указывают на то, что совершаются предписанная часть и сунна молитвы. По этой причине ученые мазхаба ханафитского толка трактовали слова «после предписанной части намаза», как действия, совершаемые после совершения предписанной части и сунны молитвы. Относительно этого ученый мазхаба ханафитского толка Ибн Абидин, в своей книге «Раддул-мухтар», сказал следующее: «Хадисы, в которых говорится о произношении зикра после предписанной части намаза, указывают на то, что зикр произносится не до, а после совершения последующей сунны. Так как сунна намаза является не отдельной частью, а неотделимой составной частью намаза и дополнением к нему. По этой причине говорится, что зикр и дуа, произнесенные после сунны, которая совершается за предписанной частью намаза, сделаны после обязательной части молитвы».[6]

Наряду с этим, по мнению ученых мазхаба ханафитского толка, дуа, сделанное после благого деяния, принимается. Учитывая этот факт, они придерживались мнения, что дуа следует произносить после совершения сунны. Так как, после совершения предписанной части намаза, а затем и сунны, благость деяния увеличивается.

Вывод:

Как мы видим, в мазхабе ханафитского толка существуют веские доказательства относительно произношения зикра и дуа после совершения последующе сунны. По этой причине не правильно выводить поспешную фатву, утверждая, что это является бид’атом или, что это действие бездоказательно.

По причине наличия доказательств того или иного действия, приверженцы определенного мазхаба всегда с уважением относились к друг другу.

Сегодня те, кто утверждает, что «он не придерживается мазхаба» и называет себя «саляф»-ом, представляет такие мелкие различия между мазхабами в качестве большой проблемы и тем самым вносят разлад в общество мусульман. Все вычитанное и услышанное ими урывками они приписывают к Исламу, а свое мнение, которое отвечает их сущности, рассматривают, как аят Корана или же сунну посланника Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует). В этом суть того, что они всех инакомыслящих приписывают к совершающим бид’ат. На самом же деле они не понимают, что отрицая наличие и допустимость различных мнений, они сами являются теми, кто совершает бид’ат.

В настоящее время, в наших мечетях, джамаат вместе с имамом, после намаза, произносит зикр и делает дуа. Этим преследуется цель научить зикру и дуа тех, кто пока не умеет правильно произносить их. К тому же многие часто игнорируют зикром и дуа, которые посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) произносил после намаза. А ведь это очень важный вид сунны. По этой причине, когда имам вслух произносит зикр, джамаат, повторяя за ним его действия, совершает важный вид сунны.

Некоторые могут думать, что произношение зикра и дуа джамаатом является бид’атом. Но в нашей религии нет ни одного запрета на это действие.

Для того, чтобы какое-либо действие являлось бид’атом нужно, чтобы в религии не было его основы. А произношению зикра и дуа джамаатом после намаза в шариате есть веские доказательства. К тому же наша религия придает особое значение совершению какого-либо благого деяния джамаатом. И по причине того, что произношение зикра и дуа джамаатом отвечает требованиям аятов и хадисов, в которых сказано: «Поминайте Аллаха». «молитесь Аллаху»,-это действие ни в коей мере не противоречит шариату. К тому же во время зикра имам лишь начинает произносить слова возвеличвания Аллаха, а каждый человек сам произносит слова зикра.

Следует сказать, что совершение последующей после предписанной части намаза сунны дома не противоречит шариату. Но учитывая, что наши дома не находятся рядом с мечетью, наподобие комнат нашего Пророка (да благославит Его Аллах и приветствует), и затягивающую нас повседневную рутину, нам трудно совершить последующую сунну у себя дома. По этой причине предпочтительнее совершать предписанную часть и сунну молитвы, а так же зикр и дуа в мечети вместе с джамаатом.

[1] Сахих Муслим, 1-том,С 418. «Дару Ихиа’ит-турасил-араби» . Бәйрут.
[2] Сүлейман ибн Ахмад ибн Айюб Абул-Касым әт-Табарани, аль-Муъжамул-кабир, 3-том, С. 83. «Мактабутуз-захраа» баспасы, 1983 г.
[3] Ахмад ибн Ханбал Абу Абдиллаһ әш-Шайбани, Муснаду Ахад ибн Ханбал, 4-том, С. 155. «Муссисату Куртуба», Египет.
[4] Сахихул-Бухари. 1-том, С. 296. «Дару Ибни Касир», Бейрут, 1987 г.
[5] Мухаммед ибн Иса Абу Иса әт-Тирмизи, Сунанут-тирмиз, 2-том, 481-бет. «Дарул-ихиаайт-турасил-араби» , Бейрут.
[6] Ибн Абидин Мухаммад Амин ибн Омар, Хашияту ибн Абидин раддул-мұхтар ъала дуррул-мухтар, 3-том, С.424. «Дарус-сакафати уат-турас», Сирия, Дамаск, 2000г.