Согласно шафиитскому мазхабу, условием действительности поста в месяц Рамадан считается совершение намерения на каждый день между вечерним (магриб) намазом и утренним (фаджр). И если человек сделает намерение перед первым постом на весь месяц, то, согласно мазхабу имама аш-Шафии, да будет Аллах им доволен, оно не будет действительным, но в шафиитских книгах говорится, что желательно все равно делать такое намерение, намереваясь следовать мазхабу имама Малика, да будет Аллах им доволен.
Автор «Фатх аль-Муин» пишет1: «Если человек сделает намерение в первую ночь Рамадана на весь месяц, то этого не будет достаточно, кроме как для первого дня. Наш шейх сказал: «Но ему следует так сделать, чтобы ему засчитался день, на который он забыл совершить намерение, согласно мнению Малика, так же, как желательно совершить намерение в начале дня, на который он забыл совершить намерение, чтобы этот день засчитался, по мнению Абу Ханифы. И очевидно, что это будет засчитано, если было сделано намерение на таклид [автор «И`анат» говорит: «…т. е. он последует за имамом Маликом в совершении намерения на весь месяц в первую ночь и за имамом Абу Ханифой в совершении намерения утром, если забыл сделать намерение ночью] [за этими имамами], а иначе он совершит поклонение, которое не будет считаться действительным в его убеждении».
Таким образом, сами шейхи шафиитского мазхаба дозволяли следовать мнению других мазхабов в вопросах, где есть вероятность ошибиться или забыть. Но мы должны понимать, что условие следования за другим мазхабом — знание мнения этого мазхаба в этом вопросе. Поэтому, для того чтобы защитить себя от неосознанной ошибки, следует знать детально мнения этих мазхабов.
Маликитский мазхаб
Шейх Салих Абду-с-Сами` аль-Азхари пишет в толковании на «Аль-Муккадима аль-Иззия лиль-джамаат аль-Азхарийя»2: «Достаточно одного намерения для поста, в котором обязательна непрерывность, например, [пост в] Рамадан. А если обязательность непрерывности будет устранена болезнью, путешествием, менструацией (хайд), послеродовым очищением (нифас), сумасшествием или припадком, то обязательно возобновить намерение на пост, который необходимо держать после устранения этих преград. И не будет достаточно первого намерения, потому что оно считается нарушенным из-за упомянутых преград. И если больной или путник будут в таком положении весь месяц, то им будет обязательно совершать намерение ночью на каждый день, потому что непрерывно поститься в Рамадан для них не обязательно, потому что им разрешается поститься не каждый день».
Отсюда мы понимаем, что намерение в первую ночь Рамадана в мазхабе имама Малика, да будет доволен им Аллах, принимается у того, для кого обязательно держать пост непрерывно. А если эта непрерывность была нарушена тем, из-за чего невозможно продолжать пост, например, нифасом или хайдом у женщин, либо тем, из-за чего дозволено не поститься, например, болезнью или путешествием, то первого намерения уже будет недостаточно. И если человек будет поститься после устранения этих преград, то ему надо сделать второе намерение на оставшиеся дни; а если он хочет поститься в путешествии или болезни, то ему требуется совершать намерение ночью на каждый следующий день.
Ханафитский мазхаб
Автор «Аль-Мухтар» говорит: «Пост в месяц Рамадан и за определенный обет будет действителен с совершением общего намерения или намерения на нафль с ночи и до первой половины дня»3.
Отсюда мы понимаем, что в ханафитском мазхабе намерение на обязательный пост в Рамадан можно делать, начиная с вечернего (магриб) намаза и до первой половины дня, но важно понимать, что «первая половина дня» имеет свое определение в ханафитском мазхабе. Автор «Аль-Ихтияр» пишет4: «Половина для определяется со второго (истинного) восхода, и поэтому [она продолжается] до времени «ад-дахват аль-кубра»5. И, следовательно, намерение необходимо сделать до этого времени, чтобы большая часть дня прошла с намерением на пост. Тогда будет считаться, что весь день прошел с намерением на пост. А делать намерение после этого времени нельзя, потому что большая часть дня останется постом без намерения».
Отсюда мы понимаем, что если человек забыл совершить намерение с ночи, то он может, следуя ханафитскому мазхабу, совершить его за час до обеденного (зухр) намаза. Если же он сделает его позже, то такое намерение уже не будет действительно.
Источник
Просмотров: 3 044
Ибн Мукъри (285-381 г.х./ 898-991 г.м.) в «Му’джам» (319) передаёт, что ему рассказал Ибн Хузейма (223-311 г..х./ 838-923 г.м.), от Раби’ ибн Сулеймана (174-270), что он сказал: Когда Шафии хотел войти в намаз, он говорил: «С именем Аллаха, обратившись лицом к дому Аллаха, выполняя обязательство Всемогущего Аллаха, Аллах велик / Аллаху акбар»
أَخْبَرَنَا ابْنُ خُزَيْمَةَ ، ثنا الرَّبِيعُ قَالَ : » كَانَ الشَّافِعِيُّ إِذَا أَرَادَ أَنْ يَدْخُلَ فِي الصَّلاةَ قَالَ : بِسْمِ اللَّهِ ، مُوَجِّهًا لَبَيْتِ اللَّهِ مُؤْدِيًا لِفَرْضِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ اللَّهُ أَكْبَرُ
Сказал имам ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-Талибин», которая входит в число основополагающих книг по шафиитскому мазхабу:
قلت: الصحيح لا تشترط نية النفلية والله أعلم ويكفي في النفل المطلق نية فعل الصلاة والنية بالقلب ويندب النطق قبل التكبير
«Намерение совершается сердцем, однако желательно произнести его вслух перед вступительным такбиром»
[«Минхадж ат-Талибин» 1/25]
Также Навави говорил:
النية الواجبة في الوضوء هي النية بالقلب ولا يجب اللفظ باللسان معها ، ولا يجزئ وحده وإن جمعهما فهو آكد وأفضل ، هكذا قاله الأصحاب واتفقوا عليه
«Намерение обязательно при омовении, и это — намерение сердца. И не обязательно при этом произносить его языком. И не засчитается оно, если ограничиться только языком, а если объединить (и в сердце и на языке), то это будет сильнее утверждением и лучше. Так сказали наши товарищи (шафииты) и согласились на этом».
«Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб»
Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м) в своем шархе «Тухфатуль Мухтадж» на «Минхадж» имама ан-Навави, сказал комментируя его слова:
وَيَنْدُبُ النُّطْقُ ) بِالْمَنْوِيِّ ( قُبَيْلَ التَّكْبِيرِ ) لِيُسَاعِدَ اللِّسَانُ الْقَلْبَ وَخُرُوجًا مِنْ خِلَافِ مَنْ أَوْجَبَهُ وَإِنْ شَذَّ وَقِيَاسًا عَلَى مَا يَأْتِي فِي الْحَجِّ الْمُنْدَفِعِ بِهِ التَّشْنِيعُ بِأَنَّهُ لَمْ يُنْقَلْ
«Желательным является произнесение намерения вслух до такбира, чтобы язык помогал сердцу. Выходя этим из хиляфа (разногласия) тех, кто обязали это, даже если это мнение является исключенным. (Это является желательным), сравнивая это с тем, что придет о хадже*, которым отвергается порицание о том, что это (произнесение намерения вслух) не передано».
[«Тухфатуль Мухтадж фи шарх аль-Минхадж», раздел Сифату ас-Салят]
Бухари в «Сахих» (5089) приводит, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
دخل رسولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم على ضُباعةَ بنتِ الزبيرِ فقال لها: لعلك أردتِ الحجَّ . قالت: واللهِ لا أجدُني إلا وَجِعَةً، فقال لها: حُجِّي واشترطي، قولي: اللهم محَلِّي حيث حبستني. وكانت تحتَ المقدادِ بنِ الأسودِ
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к Дуба‘а бинт аз-Зубайр и спросил её: «Наверное, ты хочешь совершить хаджж?» (В ответ ему) она сказала: «Клянусь Аллахом, я плохо себя чувствую!» (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Отправляйся в хаджж, но сделай оговорку и скажи: “О Аллах, я сниму ихрам там, где Ты задержишь меня5 /Аллахумма, махилли хайсу хабаста-ни/”». Она была женой аль-Микдада бин аль-Асвада.
Шамсуддин ар-Рамли (919-1004 х/1513-1596 м), комментируя слова Навави, сказал:
ويندب النطق) بالمنوي (قبيل التكبير) ليساعد اللسان القلب)
«Желательно произнести», то на что намереваешься «перед вступительным такбиром», чтобы язык помогал сердцу»
[«Нихаятуль Мухтадж шарх аль-Минхадж», раздел аркану ас-Салят]
Зайнуддин аль-Малибари (ум. 987 х/1579 м) сказал:
و) سن (نطق بمنوي) قبل التكبير، ليساعد اللسان القلب، وخروجا من خلاف من أوجبه.
«Желательно произнести то, на что намереваешься перед такбиром, чтоб язык помогал сердцу, и выходя из разногласия, того кто посчитал это обязательным»
[Цитировалось по «Ианату Талибин» ад-Димьяти (1/152), представляющей из себя комментарий на «Фатхуль Муъин» аль-Малибари]
Сказал ханабалитский ученый Мансур аль-Бахути (1000-1051 г.х/1591-1641 г.м.):
ومحلها القلب وجوبا واللسان استحبابا
«Совершить намерение сердцем — обязательно. А произнести его — желательно»
«Кищаф аль-Къина» (1/314)
Сказал аль-Хаттаб, Абу Абдаллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абд-ур-Рахман аль-Магриби, аль-Малики (902-954 г.х./1497-1547 г.м)
( قلت ) وما قاله خلاف قول ابن رشد في البيان إنما قالاه استحبابا لا وجوبا ، انتهى .