بسم الله الرحمن الرحيم

Вопрос:

Есть ли доказательство на зикр после каждых четырех ракаатов таравиха, как например чтение Сура «аль Ихляс» , или слов: «хасбуналлаху ва ниъмаль вакиль» и тому подобных зикров?

Ответ:

Сказал Имам Муртаза аз-Забиди аль- Ханафи в «Итхаф аль-Муттакын бишарх ихья улум ад-дин« (коментарий к «Ихья  улум аддин» Имама Абу Хамида аль- Газали (3т.-421стр.)):

«Ученые нашего мазхаба сказали:  является мустахабом сидеть после каждых четырех ракаатов намаза таравих столько времени, сколько требуется для совершения четырех ракаатов намаза, так же между пятым сидением и  витр-намазом. Данное положение передается от праведных предшественников, в том числе от имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах).

Затем, во время этого сидения, некоторые из них предпочитали делать зикр, либо читать Коран, либо совершать дополнительные индивидуальные намазы по четыре ракаата, либо молчать. Жители Мекки в это время совершали семь обходов вокруг Каабы, и молились по два ракаата, тогда как Мединцы после каждых четырех ракаатов таравиха индивидуально совершали четыре ракаата нафиль намаза. Что касается совершения индивидуального дополнительного намаза между каждыми двумя ракаатами, то  относительно этого,  имам Ас-Саруджи в своем комментарии на «Аль-Хидаю» из «Хазанатуль фикх» передал, что это является макрухом.

Так же другие наши ученые избрали совершение следующего зикра :

سبحان ذي الملك والملكوت سبحان ذي العزة والعظمة والهيبة والكبرياء والجبروت سبحان الحي الذي لا يموت سبوح قدوس رب الملائكة والروح

«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.
Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила)…» по три раза при каждом сидении после каждых четырех ракаатов таравиха, и это является практикой жителей Бухары и близлежащих городов.

Так же некоторые ученые избрали следующий зикр:

لا إله إلا له وحده لا شريك له له الملك وله الحمد يحي ويميت وهو على كل شيء قدير ثلاثا

«Нет божества достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он оживляет и умерщвляет и Он над всякой вещью Мощен» три раза.

Другие выбрали чтение суры «Аль-Ихляс» три раза. Некоторые предпочитали призывать благословение на Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) в первом сидении, затем, после первого сидения упоминать достоинства Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), после второго сидения достоинства Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), после третьего Усмана (да будет доволен им Аллах), после четвертого Али (да будет доволен им Аллах) и после пятого заканчивали различными полезными для присутствующих назиданиями и наставлениями, что было преимущественно практикой мусульман Египта«.


Перевод с арабского:  Дауд Абу Имран аль-Ханафи