Краткий обзор принципов (усуль) отбора хадисов Имама Абу Ханифы

по книге Имама Захида Каусари «Таниб уль-Хатиб»

Сейчас достаточно часто можно слышать от различных людей критику в адрес Имама Абу Ханифы, т.к. как он, по их мнению «не принимает тот-то хадис из Бухари». Эти личности не осознают, что при таком уровне таква (богобоязненности) становится не возможным, чтобы Имам намеренно противоречил какому-либо хадису. Имам же, как и все Муджтахиды придерживался определенных принципов (усуль) при выведении постановления (ахкам) по тому или иному вопросу. Незнание этих усулей Имама является одной из основных причин, почему так много людей в наши дни обвиняют имама Абу Ханифы (рахимахуллах) в противоречии хадисам.

Далее приведем некоторые из этих принципов:

1. Хадис от табиина, который он передает напрямую от Пророка (алейхи ссоляту вассалям) называется мурсаль (прерванный). Имам Абу Ханифа принимает хадис-мурсаль при следующих условиях:

а) табиин является достойным доверия

б) этот хадис не противоречит более сильным далилям

2. Хадис-ахад – такой хадис, который передается лишь одним передатчиком в каждом поколении вплоть до кодификации (в сборник) хадиса. Имам Абу Ханифа не принимает хадис-ахад если:

а) он противоречит общему (аам) или явному (захир)установлению из Корана. Эти установления (аам и захир) являются далилями каты (категоричный), тогда как хадис-ахад не является категоричным доводом. Поэтому Имам Абу Ханифа опирается на установления аам или захир из Корана как на более сильный далиль, когда хадис-ахад им противоречит.

б) он противоречит постоянной практике сахабов и табиинов

в) он противоречит какому-либо принципу (усуль), которой Имам вывел после тщательного и исчерпывающ его изучения Шариата. Другими словами противоречие такому усулю Имам Абу Ханифа расценивает как слабость (иллят) хадиса-ахад.

г) Сахаби, который передает этот хадис, сам его не практикует.

д) Существует широкое участие (умум уль-бальва) сахабов и табиинов в вопросе, по теме которого пришел хадис-ахад. Имам Абу Ханифа обоснованно спрашивает, почему же этот хадис передается лишь несколькими людьми, раз многие имели представление об этой теме?

3. Когда есть противоречия между двумя хадисами-ахад ,Имам сравнивает его передатчиков. Он отдает предпочтение тому хадису, чей передатчик является факихом. Если же у обоих хадисов передатчик факих, тогда Имам берет тот, чей передатчик более сильный факих.

4. Когда есть два противоречащих хадиса, Имам предпочитает тот, который подтверждается большим количеств утверждений и фетв сахабов.

5. Когда есть два конфликтующих хадиса относительно какого-либо наказания по Шариату, Имам предпочитает тот, в котором утверждается более легкое наказание.

Хафиз Мухаммад ибн Юсуф аль-Салихи пишет в своей книге «Укуд уль-Джамаан» касательно упомянутых принципов Имама Абу Ханифы. «Исходя из этих принципов (отбора) Имам Абу Ханифа не использовал некоторые хадисы-ахад … и истина в том, что он оставлял эти хадисы не из-за своего упрямства (или прихоти). Нет же, он брал другое мнение на основе своего иджтихада и ясных и веских доводов. Таким образом, в случае, если он допустил ошибку, он получит одну награду, а в случае, если он был прав, он получит две награды. Те, кто критикует его, либо завидуют, либо невежественны в том, как совершается иджтихад».