Хадисы Ахад в мазхабе Ханафийя

«Ахад». Словарное значение этого слова-«малое количество людей(люди в меньшинстве)».

В терминологии ученых так называются хадисы, количество передатчиков которых в первые три столетия хиджры не достигло уровня «мутаватир». Исполнение положения, установленного хадисом «ахад», является должным (ваджиб, близкое к фард-обязательному).
Человек, не исполняющий это, становится грешником из-за игнорирования ваджиб (тарки ваджиб). В тоже время, ученые определили некоторые условия исполнения положения, установленного хадисом «ахад».В частности, ученые мазхаба Ханафийя выдвинули три условия следования хадисам «ахад»:

1.Человек, передающий хадис «ахад», не должен совершать противоречащих ему деяний. Если передатчик говорит одно, но сам поступает иначе, то следуют не его словам, а его поступкам, так как этот передатчик может не исполнять сказанного в хадисе только в том случае, если он знает, что хадис является отмененным (мансух). Поэтому люди не соблюдали указание хадиса, переданного Абу Хурайрой радияллахуанху, где говорится о необходимости семикратного промывания посуды, которую облизала собака. Ибо сам Абу Хурайра радияллахуанху мыл такую посуду три раза.
Ученые признали верным данное положение.

2.Изложенное в хадисе «ахад» должно быть действием, не часто повторяемым и не совершаемым в присутствии большого количества людей. Именно поэтому, последователи мазхаба Ханафийя не выполняли переданного в хадисе положения о поднятии рук во время намаза перед поясным поклоном (рукуъ).
Это часто повторяющееся действие, которое не могло быть скрытым от большого количества людей, поскольку намаз совершается постоянно и все действия в намазе установлены положениями хадисов «мутаватир». Сам факт, что хадис о поднятии рук перед рукуъ является хадисом «ахад»,вызывает сомнения. Если бы это действие было на уровне других, оно было бы установлено хадисом «мутаватир».

3.Переданное в хадисе «ахад»не должно противоречить основам шариата. Примером этого может быть переданный Абу Хурайрой радияллахуанху ха дис о том, что человек , который доит молоко чужой овцы с полным выменем, должен за молоко отдать определенное количество фиников. Но шариат требует за каждую вещь отдавать равноценное вознаграждение.
Этот хадис, который передан от Абу Хурайры радияллахуанху, может быть отмененным (мансух).