Вопрос: В России, Чечне практикуется кадирийский тарикат (он также есть в Турции и др. странах). Во время проведения их зикров люди бегают против часовой стрелки и выкрикивают шахаду, затем садятся и поют наджмы (истории про сахабов, пророков, вообще хорошие истории), например: http://www.youtube.com/watch?v=MtdfUeew4Ek&feature=related и http://www.youtube.com/watch?v=WqxgRATYLN8&feature=related
Лично я считаю это бидга-зикром, поскольку Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) так не делал и не учил этому, но данный зикр никоим образом не выводит их из Ислама, и за этот зикр они получат, иншааллах, награду. Вопрос по силсиле: откуда и от кого (сахабы или табиина, или еще кого-то) пошел кадирийский тарикат? Является ли их зикр бидга? Допустим ли такой бидга? Прав ли я в своем мнении о нем? (Россия, Москва)

————————————

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Кадирийский тарикат является достоверным тарикатом тасаввуфа. Он происходит от имени великого алима и шейха — саида Абдуль-Кадира аль-Джайлани (у. 561 г.х.) — и восходит к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) через саидуну Али бин Абу Талиба и саидуну Хасана бин Али (радиаллаху анхума). Изучение жизней Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), саидуны Али, саидуны Хасана (радиаллаху анхума) и шейха Абдуль-Кадира аль-Джайлани (рахимахуллах) показывает отсутствие какого бы то ни было упоминания о совершении ими описанного в Вашем вопросе способа зикра. К сожалению, некоторые люди ввели свои собственные способы зикра, противоречащие Сунне, и замарали кадирийский тарикат. Хотя данный вид зикра противоречит тому, как следует осуществлять зикр по Сунне, он не выводит человека из Ислама, поскольку в нем не содержится слов, действий и верований ширка. Однако нужно помнить золотой принцип, заключающийся в том, что Исламом признается и принимается только тот тасаввуф, который практикуется в соответствии с Кораном, Сунной и действиями сахабов (радиаллаху анхум).

Следует отметить, что во времена Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), сахабов и табиинов (радиаллаху анхум) данные силсилы и тарикаты не были формализованы и не носили свои нынешние названия. Силсилы получили свои названия позже вследствие известности различных шейхов. Например, шейх Абдуль-Кадир аль-Джайлани был очень известным духовным наставником своего времени, и большое количество людей получило пользу от его мудрости и знаний. Поэтому его последователей стали называть кадиритами, так как шейха звали Абдуль-Кадир. Так же и Багаутдин ан-Накшбанди был очень известным шейхом своего времени, и его последователей стали называть накшбандийцами из-за их связи с шейхом.

Это очень похоже на то, как последователей мазхаба Абу Ханифы зовут ханафитами, приверженцев мазхаба имама Малика — маликитами, следующих мазхабу имама Шафии — шафиитами, а придерживающихся мазхаба имама Ахмада бин Ханбаля (рахматуллах аляль-джами’) — ханбалитами. Каждая силсила и каждый мазхаб в конечном счете связаны с учениями сахабов и Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), даже если всех этих названий не было в его время. И благодаря тому, что они связаны с Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) и сахабами, они сохраняют свой статус правильного пути для последователей до тех пор, пока их учения и действия остаются в соответствии с Кораном и Сунной.

Конечно, были такие люди, которые пачкали чистоту этих тарикатов, но это не означает, что из-за них следует отбросить силсилу и тарикат. Напротив, нужно отбросить неправильные действия, сохранив тарикат в своей изначальной форме, соответствующей Корану и Сунне.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта.

Источник: askimam.ru