Вопрос: В настоящее время у мусульман появились большие возможности в использовании интернета, такая возможность есть и у алимов. Хвала Аллаху, всё это способствует распространению Ислама.

Посредством интернета мусульмане могут обратиться за фетвой по любому вопросу к любому учёному из любой страны. Однако этот учёный, возможно, не обладает полной информацией о политическом, общественном, экономическом положении той страны, откуда поступает вопрос. Является ли условием, чтобы муфтий был осведомлен о положении задающего вопрос в его стране или семье?  И способствует ли осведомленность правильному ответу? Или же ему дозволено отвечать в соответствии с общим пониманием, исходя из доказательств, которыми он обладает?

Ответ шейха Таки Усмани:

БаракаЛлаху фикум, это очень хороший вопрос. Ведь фетвы делятся на два вида: к первому относятся фетвы, которые не меняются в зависимости от времени и места; ко второму — фетвы, которые могут изменяться в зависимости от времени и места.

Что касается тех фетв, которые не изменяются в зависимости от времени и места, об этих фетвах можно спрашивать у любого ученого. Например, употребление алкоголя. Независимо откуда поступает вопрос, будь это арабские страны, африканские или восточные, ответ будет одинаков.

Однако, существует множество вопросов, ответы на которые зависят от обстоятельств, связанных с определенной страной или определенным временем, поэтому людям следует обращаться к муфтию своей страны. Почему? Потому что муфтий его страны знает об обстоятельствах и положении, связанных с теми или иными вопросами в данной стране.

Я хочу рассказать вам об одном шейхе и возможно вы слышали он нём — это мауляна, шейх Ашрав Али Танви, рахимахуЛлах. Он является одним из крупных учёных, и учёные Деобанда считают его обновителем религии этого столетия. Он написал более тысячи книг. Он часто разъезжал по разным городам Индии. Люди любили его, он давал им наставления, читал проповеди, организовывал встречи, на которых выступал с лекциями.

И каждый раз, когда жители этих городов задавали ему вопросы касательно Шариата, а он знал, что в этом городе есть местные алимы, он не отвечал. Он говорил: «Не спрашивайте у меня, а спрашивайте у алимов вашей местности. Почему? На это есть три причины:

1. Возможно я не осведомлен о ситуации в этом городе, так как её знает местный муфтий.

2. Возможно, что мой иджтихад не будет соответствовать иджтихаду алимов этого города. И если я дам ответ, противоречащий иджтихаду местных алимов по данному вопросу, то у людей появится плохое мнение об их алимах. И я, тем самым, прерву связь между людьми и их алимами, а сам, тем временем, вернусь в свой город.

Поэтому людям следует сохранять ежедневную связь с местными алимами. И зарубежные алимы, пришедшие издалека, не должны вызывать плохого мнения о местных алимах в сердцах жителей этого города или страны.

3. Возможно и такое, что я дам неправильный ответ, в то время как местные алимы вынесут правильное решение. Поэтому, когда меня спрашивают, я не отвечаю. Я говорю им: «Спрашивайте у алимов вашего города». Так должен поступать каждый муфтий. И если, к примеру, муфтию поступит вопрос с Южной Америки, и ответ на него будет зависеть от обстоятельств, связанных с этой страной, то он не должен давать фетву. Ему следует советовать людям обращаться с данными вопросами к алимам, которые осведомлены о положении дел в этой стране».

Всё это касается тех фетв, которые могут изменяться в зависимости от времени и места. Что касается общеизвестных положений, которые не меняются в зависимости от времени и места, то о них можно спрашивать любого учёного.

Также, как вы знаете, в исламском мире существуют различные мазхабы и человеку не следует в одном вопросе обращаться к одному факиху, а в другом вопросе обращаться к другому факиху, с той целью, чтобы получить дозволяющие ответы и следовать тому, кто дозволяет. К примеру, если этот муфтий даст разрешение, то в этом вопросе я обращусь к нему.  А если в другом вопросе его мнение более строгое, то с этим вопросом я не буду обращаться к нему, а обращусь к другому муфтию, чей ответ будет положительным.

Поступать таким образом запрещают все учёные, потому что это не считается следованием Шариату, а считается следованием своим страстям. Поэтому ищущему фетвы следует выбрать для себя знающего, богобоязненного, следующего сунне алима, которому он доверяет, и всегда обращаться с вопросами именно к нему, кроме тех случаев, когда ситуация вынуждает поступить другим образом.

 

Источник: https://muslimlife.info/articles/43
© Muslimlife.kz