Те, кто спорят с нами о законности истихасана, спорят либо о самом слове, либо о его смысле.
Если они спорят о самом слове, то это приемлемо, пусть называют это понятие как хотят, потому что нет никакого смысла спорить о самих словах, когда каждый человек имеет право выражать определенный смысл теми словами, которые он посчитает нужными, особенно когда в этом слове совпадает шариатское и языковое значение.
Человек может в одном случае выражать какой-то один смысл на арабском, а затем на фарси, и мы не будем порицать его за это.
Факихи употребляли слово истихсан в отношении многих явлений. Передается, что сказал Ияс ибн Муавия: «Совершайте судейство так, чтобы это приносило пользу людям, а если же они испортятся, то совершайте истихсан».
Также слово истихсан можно найти в книгах Малика ибн Анаса. Также имам аш-Шафии сказал: «Мой истихсан, чтобы подарок разведенной женщине (мут`а) был тридцать дирхамов».
И также, как мы уже сказали, нет какого спора о дозволенности или запретности употребления самого этого слова.
Если же мы спорим о смысле, то наш оппонент не примет у нас этого смысла, кроме как на основе довода. И смыслы, описанные словом истихсан, которые мы упомянем, будут сопровождаться доводами на его достоверность и законность.
Слово истихсан включает в себя два основных смысла:
Первый смысл — это совершение иджтихада и суждение в определении некоторых мер исчисления, которые оставлены на личное суждение и мнение.
Например, размер подарка разведенной женщине.
Сказал Всевышний Аллах:
وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدَرُهُ مَتَاعًا بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُحْسِنِينَ
Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный — по мере своих. Такова обязанность творящих добро.[1]
И размер подарка связан с бедностью или богатством мужчины, но размер для каждого не установлен, кроме как через размышление и суждение.
К этому же виду относится обеспечение жен.
Сказал Всевышний Аллах:
عَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях[2]
И нет никакого другого способа для определения этого, кроме как через иджтихад.
Также сказал Всевышний Аллах:
وَمَن قَتَلَهُ مِنكُم مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاءٌ مِّثْلُ مَا قَتَلَ مِنَ النَّعَمِ يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِّنكُمْ هَدْيًا بَالِغَ الْكَعْبَةِ أَوْ كَفَّارَةٌ طَعَامُ مَسَاكِينَ أَوْ عَدْلُ ذَٰلِكَ صِيَامًا
Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого следует накормить бедняков или соблюсти равноценный пост[3]
И подобие, упомянутое в этом аяте, может означать либо стоимость, либо похожее по размеру животное – есть разногласие факихов в этом вопросе, и в обоих случаях, решение принимается на основе суждения двух справедливых людей.
Также выплаты за телесные увечья, о размере суммы которых нет текстов (Корана и Сунны), и нет единогласного мнения ученых. И это нельзя установить иным способом, кроме иджтихада.
И подобных вещей так много, что невозможно перечислить. И мы привели лишь часть, чтобы на основе них можно было узнать об остальных подобных вопросах.
И наши ученые этот вид иджтихада назвали истихсаном. И нет в дозволенности этого значения разногласия между факихами, и никто из них не может высказать какое-то иное мнение в этом вопросе.
[1] Коран 2:236
[2] Коран 2:233
[3] Коран 5:95
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________
Azan.kz