Те, кто спорят с нами о законности истихасана, спорят либо о самом слове, либо о его смысле.

Если они спорят о самом слове, то это приемлемо, пусть называют это понятие как хотят, потому что нет никакого смысла спорить о самих словах, когда каждый человек имеет право выражать определенный смысл теми словами, которые он посчитает нужными, особенно когда в этом слове совпадает шариатское и языковое значение.

Человек может в одном случае выражать какой-то один смысл на арабском, а затем на фарси, и мы не будем порицать его за это.

Факихи употребляли слово истихсан в отношении многих явлений. Передается, что сказал Ияс ибн Муавия: «Совершайте судейство так, чтобы это приносило пользу людям, а если же они испортятся, то совершайте истихсан».

Также слово истихсан можно найти в книгах Малика ибн Анаса. Также имам аш-Шафии сказал: «Мой истихсан, чтобы подарок разведенной женщине (мут`а) был тридцать дирхамов».

И также, как мы уже сказали, нет какого спора о дозволенности или запретности употребления самого этого слова.

Если же мы спорим о смысле, то наш оппонент не примет у нас этого смысла, кроме как на основе довода. И смыслы, описанные словом истихсан, которые мы упомянем, будут сопровождаться доводами на его достоверность и законность.

Слово истихсан включает в себя два основных смысла:

Первый смысл — это совершение иджтихада и суждение в определении некоторых мер исчисления, которые оставлены на личное суждение и мнение.

Например, размер подарка разведенной женщине.

Сказал Всевышний Аллах:

وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدَرُهُ مَتَاعًا بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُحْسِنِينَ


Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный — по мере своих. Такова обязанность творящих добро.[1]

 

И размер подарка связан с бедностью или богатством мужчины, но размер для каждого не установлен, кроме как через размышление и суждение.

К этому же виду относится обеспечение жен.

Сказал Всевышний Аллах:

عَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ


А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях[2]

 

И нет никакого другого способа для определения этого, кроме как через иджтихад.

Также сказал Всевышний Аллах:

وَمَن قَتَلَهُ مِنكُم مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاءٌ مِّثْلُ مَا قَتَلَ مِنَ النَّعَمِ يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِّنكُمْ هَدْيًا بَالِغَ الْكَعْبَةِ أَوْ كَفَّارَةٌ طَعَامُ مَسَاكِينَ أَوْ عَدْلُ ذَٰلِكَ صِيَامًا


Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого следует накормить бедняков или соблюсти равноценный пост[3]

 

И подобие, упомянутое в этом аяте, может означать либо стоимость, либо похожее по размеру животное – есть разногласие факихов в этом вопросе, и в обоих случаях, решение принимается на основе суждения двух справедливых людей.

Также выплаты за телесные увечья, о размере суммы которых нет текстов (Корана и Сунны), и нет единогласного мнения ученых. И это нельзя установить иным способом, кроме иджтихада.

И подобных вещей так много, что невозможно перечислить. И мы привели лишь часть, чтобы на основе них можно было узнать об остальных подобных вопросах.

И наши ученые этот вид иджтихада назвали истихсаном. И нет в дозволенности этого значения разногласия между факихами, и никто из них не может высказать какое-то иное мнение в этом вопросе.
[1] Коран 2:236

[2] Коран 2:233

[3] Коран 5:95

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Azan.kz