И в то время как Мухаммад ибн ар-Рабии аль-Джизи и ас-Суюти не смогли упомянуть кроме трехсот сподвижников, которые осели в Египте, аль-Иджли упоминает, что только в одной Куфе, не говоря уже о других городах Ирака, осело около полутора тысяч сподвижников, и около семидесяти из них — участники Бадра, распространяя знания, а затем переселяясь в другие земли.

Что касается слов, которые передаются от Рабиа и Малика об отречении от людей Ирака, то это не достоверно. И их положение выше таких опрометчивых высказываний, и поэтому мы не нуждается в опровержении, и достаточно будет намека на это.

Что касается больших учеников Али и ибн Масуда, да будет Аллах доволен ими, то если собрать их биографии в одном месте, то получится внушительный том, и есть большой простор для желающих заняться этим.

Сказал великий табиин Масрук ибн аль-Ажда: Я нашел, что знание сподвижников Мухаммада возвращается к шести: Али, Абдуллаху, Умару, Зейду ибн Сабиту, Абу ад-Дарде и Убей ибн Каабу. И затем я нашел знание этих шести у Али и Абдуллаха.

Сказал ибн Джарир: Среди сподвижников не было никого, чьи фетвы были упорядочены и чей бы мазхаб был сохранен, кроме ибн Масуда. И он оставлял свое мнение в пользу и брал мнение Умара, даже если оно противоречило его личному мнению.

Некоторые факихи из числа сподвижников отправляли учеников к ибн Масуду [для получения знаний], признавая этим его широту знаний, как Муаз ибн Джабаль, посоветовавший своему ученику Амру ибн Маймуну аль-Авди отправится к ибн Масуду в Куфу.

Нет возможности перечислить всех учеников Али и ибн Масуда в Куфе, но не будет трудным упомянуть часть из них.

1. Абида ибн Кайс ас-Салмани (ум. 72). Когда какой-то вопрос судейства становился сложным для Шурейха, известного факиха и судьи, он отправлял людей за советом к Абиде, как это передается в «Аль-Мухаддис аль-Фасыль» ар-Рамахурмузи.

2. Амр ибн Маймун аль-Авди (ум. 74). Он из больших учеников Муаза ибн Джабала, как уже было сказано. Относится к тем, кто застал при жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но не встречался с ним (мухадрам). Застал эпоху джахилии.

3. Зирр ибн Хубейш (ум. 82). Мухадрам. Он возглавлял таравих намазы, когда ему было уже около 120 лет. Он передает чтение Корана от ибн Масуда, и от него Асым взял этот кыраат, который от него передал Абу Бакро ибн Ияш и в этой передаче присутствует Фатиха, Фаляк и Нас[1]. А что касается некоторых противоречивых риваятов (шааз) от него, то это не его кыраат, а некоторые слова, которые передавались от него как часть тафсира, но некоторые люди включили это в его кыраат, как становится ясно из «Фадаиль Куран» Абу Убейды. Зирр был самым лучшим знатоком арабского языка, и даже ибн Масуд задавал ему вопросы.

4. Абу Абдуррахман Абдуллах ибн Хабиб ас-Сулями (ум. 72). Читал Коран перед Али, карамаллаху ваджхаху, и он — его основа в кыраате. В течении сорока лет преподавал чтение Корана в мечети Куфы, как об этом сообщает Абу Нуайм с опорой на иснад. И два внука-шахида[2] взяли чтение Корана от него по повелению своего отца[3]. Асым взял кыраат Али именно у Абу Абдуррахмана, и это кыраат, который Хафс передает от Асыма. И чтение Асыма двумя путями во всех своих звеньях достигает таваттура. Также ас-Сулями читал Коран перед Усманом и Зейдом ибн Сабитом.

5. Сувейд ибн Гафаля аль-Мазхиджи. Он родился в год Слона. И был рядом с Абу Бакром и теми, кто был после него. Умер в Куфе 82 году.

[1] Некоторые передают от него, что Фаляк и Нас не являются частью Корана. Абу Али.

[2] Хасан и Хусейн, да будет Аллах доволен ими обоими. Абу Али

[3] Али ибн Абу Талиб, карамаллаху ваджхаху. Абу Али

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Azan.kz