А что касается второго смысла слова истихсан, то это оставление кыяса в пользу того, что более предпочтительно, и это бывает двух видов.


Первый вид.

Какой-то вопрос находится между двумя основами, которые одновременно подходят для него, но необходимо выбрать одну из этих основ на основе довода, указывающего на это. И ученые назвали это истихсаном.
Потому что если бы у этого вопроса не было бы сходства со второй основой, то его следовал бы сразу отнести к первой.
И самые глубокие и сложные вопросы фикха — это вопросы, относящиеся к этому виду истихсана, потому что необходимо установить одну основу, оставив другую через суждение, размышление и обдумывание.
Пример вопроса, который находится между двумя основами, и которой, в итоге, относят к одной из них, это то, что наши ученые говорят в отношении мужчины, который сказал своей жене:

«Когда у тебя у тебя начнется хайд, ты разведена», а затем она говорит: «мой хайд начался». Кыяс указывает на то, что на ее слова о начале хайда не опираются, кроме как при наличии довода или с подтверждением мужа. Но наши ученые совершили истихсан и развод будет иметь место.

Сказал Мухаммад: «Мы вводим в этот истихсан часть кыяса».

Сказал Абу Бакр: Что касается слов о том, что кыяс указывает на то, что на ее слова не опираются, то это восходит к общепризнанной основе: не опираются на слова женщины для установления факта развода. Например, муж говорит жене: «Если ты войдешь в этот дом, то ты разведена или если ты заговоришь с Зейдом, то ты разведена». И если она скажет после этой клятвы мужа: «Я зашла в этот дом», либо «я заговорила с Зейдом», и муж ей не поверил, то на ее слова не опираются, и развод не происходит, пока не будет доказательств с ее стороны, либо подтверждения мужа.

Кыяс этой основы в том, что на слова женщины о начале ее хайда, который ее муж сделал условием развода, не опираются.

Также если он скажет ей: Когда начнется твой хайд, то мой раб свободен, либо он сказал, что его другая жена будет разведена, и эта жена сказала: «мой хайд начался», и ее муж не поверил ей, то раб не освобождается и другая женщина не становится разведенной.

И упомянутый нами вопрос связан с этой основой, и если бы не было какой-то другой основы, к которой можно было бы отнести этот вопрос, то он бы сразу бы был отнесен к ней, и было бы вынесено соответствующее решение, но есть вторая основы, которая помешала отнести этот вопрос к первой основе, упомянутой нами, и стало необходимым отнести этот вопрос ко второй основе.
И это слова Всевышнего Аллаха:

وَلَا يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللَّـهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ


Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах
[1]

И от саляфов передается, что речь идет о хайде и беременности. Передается от Убай ибн Кааба: «Доверие жене предполагает верить ее словам о состоянии ее полового органа», и увещевание от сокрытия и запрет сокрытия указывают на то, что ее слова о беременности и хайде, как и об их отсутствии, принимаются.

Также как сказал Всевышний Аллах в отношении должника:

وَلْيَتَّقِ اللَّـهَ رَبَّهُ وَلَا يَبْخَسْ مِنْهُ شَيْئًا


и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него
[2]

То есть после запрета убавления долга и его уменьшения, становится ясно, что в вопросе суммы долга возвращаются к должнику.

И предшествующий аят становится основой в принятии слов женщины, которая скажет: у меня начался хайд, также запрете вступать с ней в половую близость в этом состоянии.

А когда она скажет, что очистилась, то ее мужу станет дозволенным вступать с ней в половую близость. Тоже самое, если она будет в период идды, и скажет, что идда закончилась, то ее слова в этом вопросе будут приняты, и у мужа исчезнет возможность ее вернуть из-за окончания супружеской связи между ними.

Это из-за того, что окончание идды через окончание хайда относится исключительно к ней, и об этом нельзя узнать, кроме как от нее. И на основе этого, если муж скажет: «Когда начнется у тебя хайд, то ты разведена», а она затем скажет: «мой хайд начался», то на ее слова о факте развода будут опираться, так же и на ее слова об окончании идды, даже при отрицании мужа, потому что это то, что относится только к ней, то есть о начале хайда можно узнать только от нее, и никто другой не может знать об этом.

Но ее слова о начале хайда не будут приниматься, если с этим будет связан развод другой жены, либо освобождение раба, потому что ее слова сделаны доказательством только в вещах, касающихся ее, и никого другого. Разве ты не знаешь, что если муж скажет: «Она сообщила мне об окончании своей идды, и я хочу женится на ее сестре», то он имеет на это право, и ее слова о том, что у нее все еще продолжается идда, не будут приниматься, если это будет касаться другого человека, а если это касается ее, то идда будет считаться незаконченной, и обязанность ее обеспечивать не спадет.

И поэтому ее слова: «мой хайд начался» имеют два хукма.

Первый хукм: то, что относится только к ней и связано только с ней, а это ее развод, окончание ее идды и все, что с этим связано. И ее слова будут доводом в этих вопросах.

Второй хукм: Развод другой женщины, либо освобождение раба. То в этом вопросе ее слова подобны свидетельству, как ее сообщение о вхождении в дом, либо разговоре с Зейдом, если с этим будет связано освобождение раба, либо развод».

Затем Абу Бакр ар-Рази привел еще множество примеров, когда один вопрос связан с двумя основами. Он привел различные примеры, которые так или иначе связаны со вторым видом истихсана, а именно ограничением хукма при наличии причины для этого. Он также дал такое разъяснение этому, что сердце остается довольным, и не остается в нем никакого места для сомнения в том, что этот вид истихсана сопровождается во всех решениях ясными доводами из текстов [Корана и Сунны], иджмы или другого кыяса, который меняет решение в этом вопросе.

И этого будет достаточно в разъяснении этого понятия и того, что суждения оппонентов об истихсане лишены смысла.
[1] Коран 2:228

[2] Коран 2:282


Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Azan.kz