Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы». Урок 5: Суждение и Иджтихад. Часть 2

Суждение и Иджтихад. Часть третья

 

Что касается людей хадиса, то они лишь передатчики, которые подобны аптекарям, а факихи подобны врачам, как это сказал аль-А`маш.

И если осмелится кто-то из передатчиков хадисов, не будучи факихом, начать издавать фетвы, то он выставит себя на смех, как на это указал ар-Рамахурмузи в «Аль-Мухаддис аль-Фасыль» и ибн аль-Джавзи в «ат-Тальбис» и «Ахбар аль-Хумка» и аль-Хатыб в «аль-Факих ва аль-Мутафакких» с примерами этого.[1]

И упоминание школы хадиса в этом контексте не имеет никакого смысла. [2]

И сказал Сулейман ибн Абдулькавви ат-Туфи аль-Ханбали в «Шарх Мухтасар ар-Равда» по ханбалитскому усулю[3] :

«Знай, что асхабу ар-ра’й как описание относится к каждому, кто имеет суждение в вопросах ахкамов, и это включает всех ученых Ислама, потому что каждый муджтахид в своем иджтихаде нуждается в размышлении и суждении, либо через «тахкик аль-манат», либо «танких», в действительности которых нет разногласий. [4]

[1] См. в книге «Тальбис Иблис» главу «Ухищрения Сатаны в отношении людей хадиса» стр.11-113, «Ахбар аль-Хумка ва аль-Мугафалин», глава 11, стр. 115-128 и «аль-Факих ва аль-Мутафакких» 2:81-84.

[2] Это опровержение на одного из его современников Аль-Банури

[3] 3:289-290

[4] Лучше всех разъяснил понятия Тахкик аль-манат, Танких аль-Манат и Тахридж аль-Манат ибн Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали в своей книге по Усуль аль-Фикх «Равда ан-Назир ва Джунна аль-Муназир». И автор, да смилуется над ним Аллах, сказал в начале раздела Кыяс 2:229-234:

Тахкик аль-Манат бывает двух видов:

Первый вид – и мы не знаем, чтобы кто-то не соглашался с его дозволенностью —  применяется, когда существует общее правило, в отношении которого существует единство факихов, либо которое ясно приходит из Корана и Сунны, и муджтахид проявляется усердие для определения этого правила в каком-то новом вопросе.

И примером этого является наше мнение, что человеку, который в состоянии ихрама убивает зебру, должен пожертвовать корову, согласно словам Всевышнего Аллаха:

فجزاء مثل ما قتل من النعم

Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил

И поэтому мы говорим, что подобное животное обязательно, а корова подобна, и, следовательно, корова обязательна. Что касается первого шага, то обязательность подобия известна из текста и иджмы, а что касается уточнения в качестве подобия коровы, то это известно через определенный вид иджтихада.

Также к Тахкик аль-Манат относится определение киблы. И мы говорим: обязательно совершения намаза в сторону киблы известно через текст, а что касается установления определенного направления как направления киблы, то это становится известным через иджтихад. Также к Тахкик аль-Манатотносится определение того, кто может быть имамом, определение справедливости, определение необходимой суммы на пропитание и подобное им. И Тахкик аль-Манат применяется, когда нечто является известным, но трудно определить, относится ли это к конкретному случаю, и поэтому необходимо обращаться к каким-то указаниям.

Второй вид: когда причина хукма известна на основе Корана, Сунны или иджмы, а муджтахид выявляет наличие этой причины в каком-то новом вопросе на основе своего иджтихада подобно словам пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в отношении кошки: «Она не является нечистой, потому что она из тех, кто часто находится среди вас». И хадис указывает частое нахождение как причину, а муджтахид на основе своего иджтихада разъясняет, что это также относится и к мышам и другим, приравнивая их к кошке в чистоте. И это явный кыяс, который признают многие отвергающие кыяс.

Что касается первого вида Тахкик аль-Манат, то он не относится к кыясу и признается всеми, в то время как в отношении кыяса существует разногласия, ибо Тахкик аль-Манат — необходимость любого шариата, потому что невозможно прописать, что такое справедливость в отношении каждого человека и указать необходимую сумму пропитания для каждого человека.

Что касается Танких аль-Манат, то это отнесение хукма к его  причине, при наличии деталей, не играющих роли, и поэтому необходимо эти детали устранить, чтобы хукм был правильно охватывающим.

Например, ответ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, бедуину, который сказал: «Я погиб, посланник Аллаха». И он спросил его: «Что ты сделал?» Он сказал: «Я вступил в половую близость со своей женой днем  Рамадана». И он сказал ему: «Освободи раба».

И мы скажем: то, что человек был бедуином, никак не влияет на хукм, и поэтому решение будет распространяться, как на  турка, так и на других неарабов, и поэтому мы понимаем, что хукм связан половой связью мукалляфа, но не араба-бедуина, потому решение охватывает всех. Также это решение будет распространяться на тех, кто вступил в половую близость и в Рамадан месяц другого года, потому что мы знаем, что хукм связан с почтением к Рамадану, но не с почтением именно к Рамадану того года. Также не влияет на хукм то, что он вступил в половую связь именно со своей женой, потому что прелюбодеяние в это время будет еще большим неуважением.

И все эти дополнения связаны с Манат аль-Хукм, то есть с тем, на что завязаны шариатские причины, и устранения того, что обычно не играет роли и никак не влияет в шариате на решение.

И это, то есть Танких аль-Манат, достигается через анализ муджтахида и определение причины хукма после изучения текста, но не через суждение. И этот вид принимают большинство отвергающих кыяс.

А что касается Тахридж аль-Манат, то он применяется, когда существует хукм в шариате, но нет указания на его причину, как например, указание на запрет риба в пшенице, ячмене, финиках, соли, золоте и серебре, в отношении которых пришли слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Золото за золото, серебро за серебро, пшеница за пшеницу, ячмень за ячмень, финики за финики, соль за соль, равное количество и руки в руки, а если виды этих товаров будут различаться, то продавайте, как хотите, если это будет руки в руки». Приводит Муслим и Ахмад от Убады ибн Самита, да будет доволен им Аллах.

И мы говорим, выводя причину из этого хадиса, риба запрещена в пшенице, потому что это является примером продажи объемом, и поэтому сюда также будет относиться и рис, который мы также будем запрещать продавать за свой же вид отличным объемом. И это и есть иджтихад кыяси, то есть иджтихад с применением кыяса, в отношении которого существует разногласие между факихами. И большинство ученых его признают, а захириты и те, кто следуют за ними, его отвергают».

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Источник: Azan.kz
_