Следует кратко рассказать об истории Куфы со времен ее основания до времени Абу Ханифы, чтобы неведающие узнали о ее положении и достоинстве по сравнению с другими городами в те времена, ибо это город, в котором созрел фикх и который стал его светом.
И я говорю:
Нет сомнений, что лучезарная Медина, возвеличенная Всевышним Аллахом, была местом, где снизошло откровение и где жило огромное количество сподвижников, да будет Аллах доволен ими всеми, до конца правления третьего Праведного халифа, кроме тех из них, которые отправились в разные страны для джихада, распространения религии и обучения людей.

Когда при правлении Умара аль-Фарука, да будет доволен им Аллах, был завоеван Ирак под руководством Саада ибн Аби Ваккаса, да будет доволен им Аллах, Умар повелел построить Куфу, и она была построена в 17 году по хиджре. Умар поселил вокруг нее племена арабов, владевших красноречивым арабским языком и отправил Абдуллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, в Куфу обучать людей Корану и пониманию религии, сказав им: «Я предпочел для вас Абдуллаха над собой».

Положение Абдуллаха по уровню знаний среди сподвижников было высоким, таким, что не обходились Умар и другие в фикхе без его знаний. Умар сказал о нем: «Сосуд, заполненный фикхом», в другом риваяте — «знанием».

Также пришел хадис: «Я доволен для своей Уммы тем, чем для нее доволен ибн Умм Абдуллах», также: «Следуйте знанию ибн Масуда»,также: «Кто хочет читать Коран так, как он был ниспослан, то пусть читает как ибн Умм Абдуллах». Также Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Берите Коран от четверых» и первым упомянул ибн Масуда.

Хузейфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Самым близким к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, по поведению, действиям и облику был ибн Масуд, хотя он скрывался от нас у себя дома, но великие сподвижники Мухаммада знали, что ближе всех к Аллаху из них ибн Умм Абд». А Хузейфа — это Хузейфа.

В книгах Сунны прошло множество сообщений о достоинстве Абдуллах ибн Масуда[1].

Ибн Масуд с великим усердием обучал религии жителей Куфы с самого основания этого города до конца правления Усмана, да будет доволен им Аллах. В результате Куфа заполнилась чтецами Корана, факихами-мухаддисами. Некоторые люди знания, достойные доверия, пришли к выводу, что общее количество тех, кто учился у него и у его учеников, достигло четырех тысяч[2].

[1] Например, то, что пришло в двух Сахиха от Масрука: «Абдуллах ибн Масуд сказал: «Клянусь Тем, кроме Которого никто не достоин поклонения, что не был ниспослан аят, кроме как я знал, где он был ниспослан, и нет аята, кроме как я знаю, о чем он был ниспослан. И если бы кто-то знал Коран лучше меня, то я оседлал бы верблюда и отправился бы к нему»».

Также передает ибн Саад в «ат-Табакат аль-Кубра» (2:343) от благородного табиина Масрука ибн аль-Ажда`а, одного из больших алимов Куфы и ее факихов, который сказал: «Я сидел рядом со сподвижниками Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и нашел их подобными водоему, из которого можно черпать воду, и который утоляют жажду одного человека, либо водоему, который может утолить жажду двух людей, либо десятерых, либо сотню, и водоему, если бы все человечество пришло бы к нему, то они смогли бы напиться оттуда. И я нашел, что Абдуллах ибн Масуд был подобным водоемом».

[2] Это имам ас-Сарахси в «аль-Мабсут» 16:68, как на это указал наш шейх аль-Кавсари, рахимахуллах.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Azan.kz