Хвала Аллаху, возвысившему положение факихов до высот, соответствующих их невероятной устремлённости  к светлому и чистому служению. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, последнему из пророков, опоре богобоязненных, ведущему свою общину из тьмы к свету и сиянию, его роду и его благородным сподвижникам, величайшим предводителям, светилам истинного пути, чьи лица сияют из-за доведения до людей доводов чистого шариата.

«Это предисловие к «Насб Рая» содержит несколько слов о понимании кыяса, истихсана, понимания иджтихада у саляфов, также указание на высокое положение Куфы в ряду других мусульманских земель, как в эпоху сподвижников, так и после них, как в области Корана и Сунны, так и в фикхе и арабском языке. Также автор упомянет ханафитских хафизов-мухадисов из разных веков, также скажет несколько слов в области джарх ва та`диль.

Это жемчужина знаний из истории, о которой нет необходимости говорить для знающего человека, а также источник ценнейших цитат и текстов, которые могут прийти только от наших акабир. Аль-Банури»

И затем. Поистине «Насбу Рая тахридж ахадис аль-Хидая» имама-хафиза Абдуллаха ибн Юсуфа аз-Зейла`и, пусть Аллах возвысит его положение в Раю, это книга, которой нет подобной в охвате хадисов, касающихся постановлений шариата, ибо автор не ослабил своего рвения в их исследовании и не преградили ему путь для их изучения ни опора на других, ни лень, ни высокомерное пренебрежение знанием современников и тех, кто ниже его по уровню знаний, и его путь — это усердие в поиске знаний и пользы, где бы она ни находилась.

«Некоторые ученые могли пренебрегать цитированием своих современников, из-за возможного высокомерия, но автор «Насбу Рая» цитировал своих современников, что указывает на его искренность и скрупулезность как ученого. Абу Али аль-Ашари»

Предельная искренность и научная глубина дали этой книге высочайшее положение в сердцах хафизов, и с ее положением не сравнится другая книга по тахриджу.

И истина в том, что автор не оставил места другим ученым после своего исчерпывающего исследования, в котором он охватил все главы фикха и упомянул все, что могли упомянуть из хадисов разные группы факихов в поддержку своих мазхабов. И мало кто из мухаддисов, как современников шейха, так и его последователей, смог охватить столько источников, кроме проявивших подобное стремление и усердие, потому что многие хадисы находятся в неожиданных местах.

 

«То есть если человек не нашел какого-то хадиса в вопросах омовения, то этот хадис может быть упомянут в другой главе, поэтому для того, чтобы говорить, что какого-то хадиса нет в этой книге, необходимо ее изучить полностью. Абу Али аль-Ашари»

И мало кто проявил такую объективность, детально приводя доводы оппонентов, не ограничиваясь доводами только одного мазхаба в ущерб другому, разъясняя, что идет в пользу какого-то мазхаба, а что идет против него. В этом автор проявил высший предел объективности, в отличии других авторов, писавших в области хадисов, связанных с ахкамами, в книгах которых можно увидеть небрежность исследования и склонение к своему мазхабу. И под небрежностью исследования имеется в виду, что вопрос, имеющий сильный довод, мог быть представлен так, что на него нет никакого довода, а под склонением к своему мазхабу имеется в виду фанатизм, порицаемый религией.

«Если человек следует своему мазхабу в каждом вопросе, считая, что у его имама имеется довод, то это не будет фанатизмом, но когда человек начинает принижать другие мазхабы, говоря, что у них нет довода, либо их доводы слабы и не выдерживают критики, то это уже будет порицаемым фанатизмом. Абу Али аль-Ашари»

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Источник:  Azan.kz.

_