Группа людей, которые не практиковали знание и которым не было дано понимание, подумали, что истихсан у ханафитов – это когда человек выносит решения, руководствуясь желаниями и пристрастиями своего нафса, и ибн Хазм в «Аль-Ихкаме» сказал, что истихсан — это то, чего жаждет нафс и то, что согласуется с ним, будь это верным или ошибкой.

Но такое понимание истихсана не высказывал ни один факих, и если бы это было пониманием истихсана у ханафитов, то оппоненты имели бы полное право опровергать их, но они проявили недоверие и поспешность, выпустив стрелу, которая вернулась к ним. А причиной тому — неспособность понять смысл слов ученых и их цель, также неясность для них самой темы. И среди сторонников кыяса нет тех, кто не практиковал бы истихсан в том смысле, который вкладывают в этот термин ханафиты.

И данный формат не позволяет нам раскрыть все детали того, как разные факихи практиковали истихсан. И то, что имам Шафии, да будет доволен им Аллах, посчитал истихсан недействительным можно объяснить лишь опиской, потому что его доводы против истихсана справедливы также и для кыяса, законность которого он исповедовал, до своих слов об истихсане.

Также будет к месту интересная история, которая передается от Ибрахима ибн Джабира: когда один из судей во время правления аббасидского халифа аль-Мутаккилилляха спросил о причине его перехода из шафиитского в захиритский мазхаб, он ответил: «Я прочитал об опровержении истихсана у имама Шафии, и понял, что он прав, но все доводы, приведенные им против истихсана, также опровергают и кыяс, и поэтому я понял его полную незаконность». Он не захотел оставаться в мазхабе, часть которого противоречит другой части и поменял его на мазхаб, отрицающий оба источника.

Но оба источника: и кыяс и истихсан законны, и ни один из них не был отвергнут в том смысле, которые вкладывают в них их сторонники, и разногласия у людей кыяса в отношении истихсана лишь словесные.

И для разъяснения этого вопроса я хочу привести некоторые слова Абу Бакра ар-Рази из работы «Аль-Фусуль», потому что это самое лучшее и самое подробное по этой теме из того, что мне известно.
И он говорит в «Аль-Фусуль» в разделе об истихсане: «Все, что говорят наши ученые на основе истихсана — основано на доводах, а не на страстях.

И разные доказательства законности истихасана находятся в книгах, которые основаны на толкованиях книг наших ученых.

И мы приведем ряд этих доводов, чтобы показать истинную суть их мнения в этом вопросе, но сначала мы докажем дозволенность употребления слова «истихсан», мы скажем:

Поскольку то, что Аллах сделал благим, приведя для этого доводы, является желательным (мусхтахсан), будет дозволенным употреблять слово истихсан, ибо на этот счет имеются доказательства.

Всевышний Аллах указал на желательность такого действия и обещал наставление на правильный путь тому, кто будет следовать за наилучшим.

Сказал Всевышний Аллах:

فَبَشِّرْ عِبَادِ ﴿١٧﴾ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ ۚ أُولَـٰئِكَ الَّذِينَ هَدَاهُمُ اللَّـهُ ۖ وَأُولَـٰئِكَ هُمْ أُولُو الْأَلْبَابِ


Обрадуй же Моих рабов, (17) которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это — те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом. (18)
[1]
От Ибн Масуда передаются слова, а также передается, что эти слова восходят к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «То, что мусульмане считают благим, благое перед Аллахом, а то, что верующие видят плохим, плохое перед Аллахом».[2]

И помимо того, что мы нашли основу этого слова в Коране и Сунне, также нет никакого запрета на его употребление в определенном смысле и с определенной целью, на что также имеются доказательства,
[1] Коран 39:17-18

[2] Достоверным является ограничивать этот риваят на словах Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах.

Эти его слова приводит имам Ахмад в «Муснаде» (1:379), также упомянул их аль-Хайсами в «Маджму аз-Заваид» (1:177), сказав: «Привел Ахмад, Баззар и Табари в «Аль-Кабир». Все передатчики достойны доверия».

Сказал Ахмад Шакир в своих примечаниях к «Муснаду» (5:211): «Иснад достоверный».

Сказал аль-Айни в «Аль-Биная Шарх аль-Хидая» (3:652) после упоминания этого риваята Ибн Масуда от слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Сказал аль-Хафиз ибн Абдульхади в своих словах в отношении «Мухтасара» [Мухтасар ибн Хаджиб по Усуль аль-Фикх]: «Ошиблись те, кто возвел эти слова к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует». Затем также сказал: «Они передаются от пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, через Анаса, но иснад недостоверный». [Конец слов аль-Айни].

Аль-Хатыб привел этот риваят со слабым иснадом, как об этом сказал Хафиз ибн Абдульхади, от Анаса в «Тарих Багдад» (4:165).

Также аль-Аджлуни в «Кашф аль-Хафа» (2:188) приводит слова имама аль-Айни, но в напечатанных изданиях не достает некоторых слов, и поэтому цитата, приведенная аль-Аджлуни, будет полной, на основе того что мы уже привели.

Сказал аш-Шавкани в «Иршад аль-Фухуль» в разделе «Ат-Таадуль ва ат-Тарджих» (стр.255): «У хадиса «То, что мусульмане считают хорошим…» нет основы, но смысл у него правильный, ибо пришли другие хадисы с подобным смыслом, как, например, повеление пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следовать джамаату, порицание тех, кто выходит за его рамки, повеление следовать большинству».

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Azan.kz