Ответ:

В данном вопросе есть два мнения:

1. Мнение большинства ученых ханафитского мазхаба, согласно которому собаку можно продать независимо от того, обучена она или нет. В своем труде «аль-Хашия» Ибн Абидин сказал: «Разрешается продажа собаки, даже если она не обучена».

Это мнение ученых основывается на следующих хадисах Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!): «Запрещено назначать цену собаке, кроме той, что используется для охоты». (передал ат-Тирмизи)  и «Запрещено назначать цену для собак и кошек, исключая собак, что используются для охоты». (передал ан-Насаи)

Имам Абу Ханифа также приводит хадис о том, что «Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) разрешил устанавливать цену для охотничьих собак».

Данные хадисы указывают на дозволенность продажи охотничьих собак либо в порядке исключения, либо в силу изначальной допустимости этого действия. То же касается сторожевых собак, потому что человек использует их по прямому назначению с пользой для себя.

 

2. Мнение Абу Юсуфа, согласно которому собаку можно продавать только, если она обучена. Если же собака не обучена и не поддается дрессировке, то продавать ее нельзя, потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) запретил иметь собаку только для развлечения, не обучив охоте или охране имущества. А из запрета на обладание необученной собакой определенно следует вывод о запретности ее продажи.

Также следует иметь в виду, что человек, покупающий собаку для охоты или охраны, ожидает, что собака будет обладать качествами и навыками, которые позволят ему использовать ее для этих целей. А необученная собака такими навыками не обладает, что не позволит использовать ее по прямому назначению, поэтому ее продажа запрещена.

 

Islam-Today