Основные доказательства

Дополнительный добровольный пост в месяц раджаб был широко распространенной практикой среди сподвижников, да будет доволен ими Аллах, еще во время пророка, мир ему и благословение Аллаха. В известном хадисе Усама ибн Зейд передал, что он обратился к пророку, мир ему и благословение Аллаха, со словами: «О посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты держал пост в какой-либо месяц столько, сколько ты его держишь в ша’бане». И получил ответ: «Люди беспечны к тому (месяцу), что между раджабом и рамаданом. А это тот месяц, в который деяния поднимаются к Господу Миров, и я хочу быть постящимся, когда будут возноситься мои дела». Ахмад 20758, ан-Насаи 2317.

عن أسامة بن زيد — رضي الله عنهما — قال: قلت يا رسول الله! لم أرك تصوم شهراً من الشهور ما تصوم من شعبان؟ قال: «ذلك شهر يغفل الناس عنه بين رجب ورمضان، وهو شهر تُرفع فيه الأعمال إلى رب العالمين؛ فأُحب أن يرفع عملي وأنا صائم». أحمد 20758، النسائي 2317.

Писал имам Шихабуддин Ахмад ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии: «Этот хадис дает почувствовать, что в раджабе есть подобие рамадану, и что люди заняты в нем тем же поклонением, которым заняты в рамадане, но беспечны к этому же в шаабане, и поэтому он держал пост в шаабане. И выделение его (раджаба) постом дает почувствовать, что в посте раджаба есть (дополнительное) достоинство, и что это было известно, утверждено среди них (сподвижников)». См. «Табьин аль-‘аджаб», с. 4.

قال الإمام شهاب الدين أحمد بن حجر العسقلاني الشافعي: «فيه إشعار بأن في رجب مشابهة برمضان، وأن الناس يشتغلون فيه من العبادة بما يشتغلون به في رمضان، ويغفلون عن نظير ذلك في شعبان، ولذلك كان يصومه، وفي تخصيصه ذلك بالصوم إشعار بفضل صيام رجب أن ذلك كان من المعلوم المقرر لديهم». انظر: «تبيين العجب»، ص. 4.

К тому же раджаб — один из четырех запретных месяцев: раджаб, зуль-каада, зуль-хиджа и мухаррам, и передано, что Ибн ‘Умар (Абдурраззак, «аль-Мусаннаф» 4/292) и некоторые имамы из последующих поколений держали в них пост. И есть хадис, переданный со слабостью в иснаде, в котором содержится указание на наличие особого достоинства у поста в запретные месяцы. В хадисе сказано: «Держи пост в запретные месяцы и оставляй его». Абу Дауд 2428. А хадисы о достоинстве узаконенных дел принимаются большинством ученых, даже если в их иснадах есть некоторая слабость.

«صُمْ مِنْ الْحُرُمِ وَاتْرُكْ». أبو داود 2428.

И в то же время от Умара ибн аль-Хаттаба, Анаса, Ибн Умара и Ибн Аббаса передается осуждение, связанное с постом в этот месяц.
Хараша ибн аль-Хурр говорил: «Я видел, как Умар ибн аль-Хаттаб в месяц раджаб бил людей по рукам, чтобы они опустили их в тарелки, и говорил: «Ешьте, это только лишь месяц, который возвеличивали те, кто жил во время доисламского невежества (джахилии)». Ибн Аби Шейба «аль-Мусаннаф» 2/513.

عن خرشة بن الحر قال: «رأيت عمر -رضي الله عنه- يضرب أكف الناس في رجب حتى يضعوها في الجفان، ويقول: كلوا؛ فإنما هو شهر كان يعظمه أهل الجاهلية». مصنف ابن أبي شيبة 2/ 513.

И есть пояснение, согласно которому Умар так относился к тем, кто выделял постом целый месяц раджаб.

Передал Ибн Уаддах аль-Куртуби от аш-Ша’би, что Умар ибн аль-Хаттаб бил раджабитов, которые держали пост весь месяц раджаб. Передатчик спросил Ибн Уаддаха: «За что Умар бил раджабитов?» Он ответил: «Так пришло в сообщении, и я не знаю, достоверно это или нет. А смысл этого в том, что он опасался, что они сделают пост в этот месяц религиозным обычаем (сунной), подобно рамадану». См. «аль-Бида’» 2/90.

روى مُحَمَّدُ بْنُ وَضَّاح القرطبي عَنِ الشَّعْبِيِّ أَنَّ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ كَانَ «يَضْرِبُ الرَّجَبِيِّينَ الَّذِينَ يَصُومُونَ رَجَبَ كُلَّهُ» . قُلْتُ [أي: الراوي عن ابن وضاح] لِمُحَمَّدِ بْنِ وَضَّاحٍ: لِأَيِّ شَيْءٍ كَانَ عُمَرُ يَضْرِبُ الرَّجَبِيِّينَ؟ قَالَ: إِنَّمَا هُوَ خَبَرٌ جَاءَ هَكَذَا , مَا أَدْرِي أَيَصِحُّ أَمْ لَا، وَإِنَّمَا مَعْنَاهُ خَوْفٌ بِأَنْ يَتَّخِذُوهُ سُنَّةً مِثْلَ رَمَضَانَ. انظر: «البدع» 2/ 90.

О «раджабитах» передается сообщение и от Анаса ибн Малика. Ибн Аби Шейба с иснадом, в котором есть один неизвестный, передал, что Анас сказал: «Пусть не будет человек ни понедельниковым, ни четверговым, ни раджабитом». См. «аль-Мусаннаф» 2/345.

وروى ابن أبي شيبة بإسناد فيه مجهول عَنْ أَنَسٍ، قَالَ: «لَا يَكُونُ اثْنَيْنِيًّا، وَلَا خَمِيسِيًّا، وَلَا رَجَبِيًّا». انظر: «المصنف» 2/ 345.

То есть, если это сообщение соответствует действительности, значит Анас кроме выделения постом всего месяца раджаб осуждал также постоянный пост по понедельникам и четвергам.

И передано, что Ибн Умар, «когда видел людей и то, что они заготавливают для раджаба, выражал неодобрение». Ибн Аби Шейба «аль-Мусаннаф» 2/345.

وعن ابن عمر -رضي الله عنهما- أنه: «إذا رأى الناس وما يُعِدون لرجب كره ذلك». انظر: «مصنف» ابن أبي شيبة 2/ 345.

А сам он, как говорилось ранее, держал пост в запретные месяцы. И есть сообщение о том, что он держал пост едва ли не постоянно.

И передано, что Ибн Аббас осуждал пост целого месяца раджаб, но не пост некоторых дней или части этого месяца.

Передал Абдурраззак ас-Сана’ани от Ибн Джурейджа, который передал от ‘Ата, что он сказал: «Ибн Аббас запрещал (нахью) держать пост целый месяц раджаб, чтобы это не стало постоянным религиозным обычаем (‘ид)». См. «аль-Мусаннаф» 4/292.

عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ عَطَاءٍ قَالَ: «كَانَ ابْنُ عَبَّاسٍ يَنْهَى عَنْ صِيَامِ رَجَبٍ كُلِّهِ؛ لَأَنْ لَا يُتَّخَذَ عِيدًا». مصنف عبد الرزاق 4/ 292.

И есть другое сообщение, из которого можно понять, что Ибн Аббас так относился к посту не только в раджабе, а в каждом месяце, кроме рамадана.

Передал Абдурраззак ас-Сана’ани от Ибн Джурейджа, который передал от ‘Ата, что он сказал: «Ибн Аббас запрещал (нахью) держать пост целый месяц и говорил: «Пусть проводят его в посту, исключая несколько дней». См. «аль-Мусаннаф» 4/292.

عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ عَطَاءٍ قَالَ: كَانَ ابْنُ عَبَّاسٍ » يَنْهَى عَنْ صِيَامِ الشَّهْرِ كَامِلًا، وَيَقُولُ: لِيَصُمْهُ إِلَّا أَيَّامًا». انظر: «مصنف» عبد الرزاق 4/ 292.

По причине многозначительности, которую содержат упомянутые выше и многие другие доказательства по данной теме, имамы ислама разошлись в положении выделения постом всего месяца раджаб: есть ли в этом какая-либо нежелательность? И есть ли у самого поста в этот месяц дополнительное достоинство, особая желательность?

И это учитывая то, что, как сказал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Табьин аль-‘аджаб», все хадисы, в которых прямым текстом говорится о посте конкретно в раджабе, являются ложными или слабыми и не годятся в качестве доказательства.

 

Позиция ученых ханбалитского мазхаба

Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль: «Если человек проводит его (раджаб) в посте, то пусть разговеется на день или несколько дней. Так, чтобы не проводить его в посте целиком». См. «аль-Мугни» 3/171.
И сказал: «Кто держит пост весь год, тот пусть проводит в посте и этот месяц. А если нет, то пусть не держит в нем непрерывный пост, пусть разговляется в нем и не уподобляет его рамадану». См. «аль-Мугни» 3/172.

قَالَ الإمام أَحْمَدُ بن حنبل: «وَإِنْ صَامَهُ رَجُلٌ، أَفْطَرَ فِيهِ يَوْمًا أَوْ أَيَّامًا، بِقَدْرِ مَا لَا يَصُومُهُ كُلَّهُ». انظر: «المغني» 3/ 171.
وقَالَ: «مَنْ كَانَ يَصُومُ السَّنَةَ صَامَهُ، وَإِلَّا فَلَا يَصُومُهُ مُتَوَالِيًا، يُفْطِرُ فِيهِ، وَلَا يُشَبِّهُهُ بِرَمَضَانَ». انظر: «المغني» 3/ 172.

Писал имам Абу ан-Наджа аль-Хаджауи аль-Ханбали: «Нежелательно (макрух) выделять (целиком) раджаб постом. Нежелательность уйдет, если разговеться в нем хотя бы на один день, или если в один год с ним продержать в посту другой месяц (кроме рамадана). Сказал аль-Маджд [Мадждуддин ибн Таймия]: «Даже если этот месяц не будет следовать сразу за ним (раджабом)». И не является нежелательным выделять постом какой-либо другой месяц, помимо этого». См. «аль-Икна» 1/319.

قال الإمام أبو النجا الحجاوي الحنبلي: «ويكره إفراد رجب بالصوم وتزول الكراهة بفطره ولو يوما أو بصومه شهرا آخر من السنة قال المجد: وإن لم يله ولا يكره إفراد شهر غيره». انظر: «الإقناع» 1/ 319.

В этом решении о нежелательности выделения постом полного месяца раджаб ученые ханбалитского мазхаба пошли в противоречие большинству ученых, которые не считали это нежелательным.

Писал имам Аляуддин аль-Мардауи: «Это из тех положений, которыми отличился [от трех других ханбалитский] мазхаб». См. «аль-Инсаф» 3/346.

قال الإمام علاء الدين المرداوي الحنبلي: «وَهُوَ مِنْ مُفْرَدَاتِ الْمَذْهَبِ». انظر: «الإنصاف» 2/ 346.

Затем, имамы ханбалитского мазхаба разошлись во мнениях о том, является ли пост в месяц раджаб более рекомендуемым или желательным, нежели пост в обычное время, или его положение такое же, как у поста в другие месяцы. И были такие, кто высказался о нежелательности поста в месяц раджаб

Пишет имам Али ибн Сулейман аль-Мардауи аль-Ханбали: «Сказал [Ибн Муфлих] в «аль-Фуру’»: «Большинство наших товарищей [т.е. ученых-ханбалитов] не упомянули желательность поста в раджаб и шаабан».
И отнес его к хорошей практике Ибн Аби Муса [аль-Хашими] в «аль-Иршад».
И сказал Ибн аль-Джаузи в книге «Асбаб аль-хидая»: «Желательно держать пост в запретные месяцы и целый месяц шаабан».
Также это явный смысл того, что сказал аль-Маджд насчет запретных месяцев.
Решительно высказался о желательности [Насыруддин ас-Самири] в «аль-Мустау’иб» и сказал: «А более всего желателен [для поста] в шаабане день его середины».
Аль-Аджурри счел желательным пост в шаабан и не упомянул другого.
Шейх Такыюддин[ибн Таймия] сказал: «Это спорный вопрос в мазхабе Ахмада и не только. Кто-то говорит, что пост в раджаб и шаабан желателен (мустахабб), а кто-то говорит, что нежелателен (макрух)». См. «аль-Инсаф» 3/347.

قال الإمام علي بن سليمان المرداوي: «قَالَ فِي الْفُرُوعِ: لَمْ يَذْكُرْ أَكْثَرُ الْأَصْحَابِ اسْتِحْبَابَ صَوْمِ رَجَبٍ وَشَعْبَانَ. وَاسْتَحْسَنَهُ ابْنُ أَبِي مُوسَى فِي الْإِرْشَادِ. قَالَ ابْنُ الْجَوْزِيِّ فِي كِتَابِ أَسْبَابِ الْهِدَايَةِ: يُسْتَحَبُّ صَوْمُ الْأَشْهُرِ الْحُرُمِ وَشَعْبَانَ كُلِّهِ، وَهُوَ ظَاهِرُ مَا ذَكَرَهُ الْمَجْدُ فِي الْأَشْهُرِ الْحُرُمِ، وَجَزَمَ بِهِ فِي الْمُسْتَوْعِبِ، وَقَالَ: آكَدُ شَعْبَانَ يَوْمُ النِّصْفِ، وَاسْتَحَبَّ الْآجُرِّيُّ صَوْمَ شَعْبَانَ، وَلَمْ يَذْكُرْ غَيْرَهُ، وَقَالَ الشَّيْخُ تَقِيُّ الدِّينِ: فِي مَذْهَبِ أَحْمَدَ وَغَيْرِهِ نِزَاعٌ. قِيلَ: يُسْتَحَبُّ صَوْمُ رَجَبٍ وَشَعْبَانَ، وَقِيلَ: يُكْرَهُ». انظر: «الإنصاف» 3/ 347.

Позиция большинства ученых

Большинство ученых отнесло пост в весь месяц раджаб к желательным или поощряемым видам поста. Здесь нужно учесть, что дополнительный добровольный пост сам по себе желателен в любое время, кроме тех дней, в которые он запрещен. И когда говорится о «желательных и рекомендуемых» видах поста, то подразумевается, что в указанное время пост является еще более желательным, чем в остальное время.

И что касается желательности или предпочтительности поста в месяц раджаб без какой-либо нежелательности и исключения, то об этом высказались ученые ханафитского, маликитского и шафиитского мазхабов.

Многие ученые ханафитского мазхаба не упомянули в своих книгах о предпочтительности поста в месяц раджаб. Но слова об этом можно встретить в авторитетной книге «аль-Фатауа аль-хиндия», которую составил комитет ханафитских ученых из Индии под предводительством шейха Низамуддина аль-Бальхы. В ней сказано: «У желательного поста есть виды. Первый из них — пост в мухаррам, второй — пост в раджаб, третий — пост в шаабан, а также пост в ашура». См. «аль-Фатауа аль-хиндия» 1/202.

قال الجمع من علماء الحنفية برئاسة الشيخ نظام الدين البلخي: «( المرغوبات من الصيام أنواع ) أولها صوم المحرم والثاني صوم رجب والثالث صوم شعبان وصوم عاشوراء». انظر: «الفتاوي الهندية» 1/ 202.

Писал один из важнейших имамов маликитского мазхаба Абу аль-Уалид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд (дед) аль-Малики: «Пост в запретные месяцы лучше, чем в другие. А их четыре: мухаррам, раджаб, зуль-ка’да и зуль-хиджа». См. «аль-Мукаддимат аль-мумаххидат» 1/242.

قال الإمام أبو الوليد محمد بن أحمد بن رشد الجد المالكي: «وصيام الأشهر الحرم أفضل من غيرها، وهي أربعة: المحرم ورجب وذو القعدة وذو الحجة». انظر: «المقدمات الممهدات» 1/ 242.

Писал шейх Шихабуддин ан-Нафрауи аль-Малики, объясняя «ас-Рисалю» имама аль-Кайрауани: «К временам, в которые рекомендуется держать пост, относится месяц раджаб». См. «аль-Фауаких ад-дауани» 2/273.

قال الشيخ شهاب الدين النفراوي المالكي في شرحه لرسالة الإمام القيرواني: «(وَ) مِنْ الْمُرَغَّبِ فِي صَوْمِهِ شَهْرُ (رَجَبَ)». انظر: «الفواكه الدواني» 2/ 273.

И писал выдающийся исламский ученый Ахмад ад-Дардир аль-Малики, объясняя «аль-Мухтасар» имама Халиля ибн Исхака: «Желательно держать пост в мухаррам, раджаб, шаабан, а также в остальные из четырех запретных месяцев». См. «Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-Шарх аль-кабир» 1/516.

وقال العلامة أحمد الدردير المالكي في شرحه لمختصر الإمام خليل بن إسحاق: «(وَ) نُدِبَ صَوْمُ (الْمُحَرَّمِ وَرَجَبٍ وَشَعْبَانَ) وَكَذَا بَقِيَّةُ الْحُرُمِ الْأَرْبَعَةِ». انظر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير» 1/ 516.

Пишет шафиитский имам, шейх уль-Ислам Мухьиддин ан-Навави аш-Шафии: «Сказали наши товарищи [имамы-шафииты]: «К желательным видам поста относится пост в запретные месяцы». А это зуль-каада, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. И лучший из них — мухаррам». См. «аль-Маджму’» 6/386.

قال الإمام شيخ الإسلام محيي الدين النووي الشافعي: «قَالَ أَصْحَابُنَا وَمِنْ الصَّوْمِ الْمُسْتَحَبِّ صَوْمُ الاشهر الحرم وهي ذوالقعدة وَذُو الْحِجَّةِ وَالْمُحَرَّمُ وَرَجَبٌ وَأَفْضَلُهَا الْمُحَرَّمُ». انظر: «المجموع» 6/ 386.

И писал имам аль-Хатыб аш-Ширбини аш-Шафии: «Лучшие месяцы для поста после рамадана — запретные. Лучший из них — мухаррам — согласно хадису Муслима: «Лучший пост после рамадана — в месяц Аллаха мухаррам». Затем раджаб — чтобы выйти из разногласия с теми, кто отдал ему предпочтение перед другими запретными месяцами. Затем остальные [из запретных месяцев]. Затем шаабан». См. «Мугни аль-мухтадж» 2/187.

قال الإمام الخطيب الشربيني الشافعي: «أَفْضَلُ الشُّهُورِ لِلصَّوْمِ بَعْدَ رَمَضَانَ الْأَشْهُرُ الْحُرُمُ، وَأَفْضَلُهَا الْمُحَرَّمُ لِخَبَرِ مُسْلِمٍ «أَفْضَلُ الصَّوْمِ بَعْدَ رَمَضَانَ شَهْرُ اللَّهِ الْمُحَرَّمُ» ثُمَّ رَجَبٌ خُرُوجًا مِنْ خِلَافِ مَنْ فَضَّلَهُ عَلَى الْأَشْهُرِ الْحُرُمِ ثُمَّ بَاقِيهَا ثُمَّ شَعْبَانُ». انظر: «مغني المحتاج» 2/ 187.

О почитании раджаба во время джахилии (доисламского невежества)
Полезно будет ознакомиться с ответом большого шафиитского имама Иззуддина ибн Абдуссаляма насчет того, что месяц раджаб почитался во времена джахилии.

Говорил имам: «Кто почитает раджаб не с той стороны, с которой почитали его жившие во времена джахилии, тот не считается следующим за джахилией. И не все, что совершалось во время джахилии, относится к тому, чем заниматься запрещено. [Это будет запрещено] только если это запретит шариат, или шариатские правила укажут на его оставление. И истина не оставляется из-за того, что приверженцы ложных взглядов поступали в соответствии с ней». См. аль-Хайтами «аль-Фатауа аль-фикхия аль-кубра» 2/54.

قال الإمام عز الدين بن عبد السلام الشافعي: «وَمَنْ عَظَّمَ رَجَبًا بِجِهَةٍ غَيْرِ مَا كَانَتْ الْجَاهِلِيَّةُ يُعَظِّمُونَهُ بِهِ فَلَيْسَ مُقْتَدِيًا بِهِمْ وَلَيْسَ كُلُّ مَا فَعَلُوهُ مَنْهِيًّا عَنْ فِعْلِهِ إلَّا إذَا نَهَتْ الشَّرِيعَةُ عَنْهُ أَوْ دَلَّتْ الْقَوَاعِدُ عَلَى تَرْكِهِ وَلَا يُتْرَكُ الْحَقُّ لِكَوْنِ أَهْلِ الْبَاطِلِ فَعَلُوهُ». انظر: «الفتاوى الفقهية الكبرى» للهيتمي 2/ 54.

Можно добавить, что к почитанию раджаба во время джахилии относилось еще жертвоприношение в этот месяц.

Пишет имам Аляуддин аль-Касани аль-Ханафи: «Абу Бакр аль-Кайсани передал от Мухаммада [ибн аль-Хасана аш-Шайбани], да помилует его Аллах, что он сказал: «Во время джахилии было несколько особых случаев, по поводу которых резали животных…
… Из них овца, которую резали в раджаб. Ее называли «раджабия» [букв.: раджабовская]. Резали ее от одной семьи и ели, готовили, угощали [этим мясом]. Это было отменено введением [праздничного] жертвоприношения». См. «Бадаи’ ас-санаи’» 5/69.

قال الإمام علاء الدين الكاساني الحنفي: «حَكَى أَبُو بَكْرٍ الْكَيْسَانِيُّ عَنْ مُحَمَّدٍ — رَحِمَهُ اللَّهُ — أَنَّهُ قَالَ: قَدْ كَانَتْ فِي الْجَاهِلِيَّةِ ذَبَائِحُ يَذْبَحُونَهَا…
… (وَمِنْهَا) شَاةٌ كَانُوا يَذْبَحُونَهَا فِي رَجَبٍ تُدْعَى الرَّجَبِيَّةُ كَانَ أَهْلُ الْبَيْتِ يَذْبَحُونَ الشَّاةَ فَيَأْكُلُونَ وَيَطْبُخُونَ وَيَطْعَمُونَ فَنَسَخَهَا ذَبْحُ الْأُضْحِيَّةَ». انظر: «بدائع الصنائع» 5/ 69.

Писал имам Ибн аль-Маляк аль-Ханафи: «аль-Атира — это животное, которое во время джахилии люди резали в месяц раджаб для своих идолов. Рассказывают, что во время джахилии люди давали обет, говоря: «Если произойдет то-то, но на мне обязанность зарезать в раджаб такое-то животное». Они называли это «атира». И то и другое запрещено в Исламе.
Ибн Сирин разрешил атиру и резал ее в месяц раджаб, а запрет объяснял тем, что в нем имеется ввиду приближение посредством этого не к Лику Всевышнего, как делали арабы, когда резали ее для своих богов». См. «Шарх Масабих ас-сунна» 2/271.

قال الإمام ابن الملك الحنفي: «والعتيرة: ذبيحة كانت تذبح في الجاهلية » في رجب» لأصنامهم، قيل: كان أحدهم ينذر في الجاهلية قائلاً: إن كان كذا فعليه أن يذبح في رجب كذا، وكانوا يسمون ذلك عتيرةً، وكلاهما منهيٌّ في الإسلام.
وجوَّز ابن سيرين العتيرة وكان يذبح في شهر رجب، وحمل النهي على التقرُّب به لا لوجهه تعالى، كذبح العرب إياه لآلهتهم». انظر: «شرح مصابيح السنة» 2/ 271.

Заключение

Таким образом, устоявшееся в исламском праве положение в данном вопросе заключается в том, что пост в месяц раджаб или подобен в желательности посту в другое время, или относится к видам еще более желательного поста. И только ученые-ханбалиты утвердили нежелательность выделения постом полного месяца раджаб среди других месяцев года. Поэтому, кто имеет силы и желание устремиться к Аллаху, посредством пребывания в состоянии поста, для того открыты врата этого поклонения в этот месяц.

А мнение о том, что пост в любое время этого месяца сам по себе нежелателен и предосудителен, хоть и существовало, но в глазах ученых-исследователей не имело силы и было оставлено. Более того, имам Иззуддин ибн Абдуссалям сурово осуждал тех, кто запрещает держать пост в этот месяц и дает фатву о том, что пост в течение месяца раджаб нежелателен.

Когда ему передали слова некоторых мухаддисов о запрете (ман’у) поста в раджаб, он ответил: «Кто запрещает (нахью) пост в этот месяц, тот невежда в том, как извлекаются положения шариата. Как он может быть запрещен, если ученые, которые записали шариат — никто из них не сказал, что он относится ко времени, в которое нежелательно держать пост. Наоборот, пост в этот месяц является средством приближения ко Всевышнему Аллаху согласно тому, что пришло в достоверных хадисах из побуждения к посту (в целом)…
… Кто запрещает держать пост в этот месяц, тот невежда, известный своим невежеством. Не разрешено мусульманину делать за ним таклид (следование) в своей религии, поскольку не разрешено делать таклид кроме как за тем, кто известен знанием постановлений Всевышнего Аллаха и того, как они получены. А кто описан этим (запретом), тот далек от знания религии Всевышнего Аллаха, и не положено делать за ним таклид. А кто сделал за ним таклид, тот введен в заблуждение в своем исповедании религии». См. аль-Хайтами «аль-Фатауа аль-фикхия аль-кубра» 2/54.

[Ман’у и нахью — обобщенная форма запрета. В зависимости от контекста может указывать на нежелательность, т.е. «макрух», может на запретность т.е. шариатское постановление «харам», может быть просто советом не поступать определенным образом и может иметь другие значения.]

قال الإمام عز الدين بن عبد السلام: «وَاَلَّذِي نَهَى عَنْ صَوْمِهِ جَاهِلٌ بِمَأْخَذِ أَحْكَامِ الشَّرْعِ وَكَيْف يَكُونُ مُنْهَيَا عَنْهُ مَعَ أَنَّ الْعُلَمَاءَ الَّذِينَ دَوَّنُوا الشَّرِيعَةَ لَمْ يَذْكُر أَحَدٌ مِنْهُمْ انْدِرَاجَهُ فِيمَا يُكْرَه صَوْمُهُ بَلْ يَكُونُ صَوْمُهُ قُرْبَةً إلَى اللَّهِ تَعَالَى لِمَا جَاءَ فِي الْأَحَادِيثِ الصَّحِيحَةِ مِنْ التَّرْغِيبِ فِي الصَّوْمِ …
… وَاَلَّذِي يَنْهَى عَنْ صَوْمِهِ جَاهِلٌ مَعْرُوفٌ بِالْجَهْلِ وَلَا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يُقَلِّدَهُ فِي دِينِهِ إذْ لَا يَجُوزُ التَّقْلِيدُ إلَّا لِمَنْ اُشْتُهِرَ بِالْمَعْرِفَةِ بِأَحْكَامِ اللَّهِ تَعَالَى وَبِمَآخِذِهَا وَاَلَّذِي يُضَاف إلَيْهِ ذَلِكَ بَعِيدٌ عَنْ مَعْرِفَةِ دِينِ اللَّهِ تَعَالَى فَلَا يُقَلِّد فِيهِ وَمَنْ قَلَّدَهُ غُرَّ بِدِينِهِ». انظر: «الفتاوى الفقهية الكبرى» للهيتمي 2/ 54.

Да благословит Аллах Своего раба, пророка и посланника Мухаммада, его семью, сподвижников, и тех, кто последовал их пути наилучшим образом. И да помилует и вознаградит высочайшими садами Рая имамов мусульман, которые сохранили и донесли до нас знания о Его религии и понимание Его законов.

 

Источник