Аурат женщины перед другими мусульманками
Аурат женщины перед другими мусульманками такой же, как аурат мужчины перед другими мужчинами, то есть от пупка до колен включительно.
В «Аль-Хидая» сказано: «Женщине дозволено видеть те части тела другой женщины (мусульманки), которые дозволено видеть мужчине у другого мужчины, потому что они одного пола и между ними, как правило, отсутствует половое влечение (шахва)… А также из-за возникающей необходимости открывать своё тело друг перед другом» (См: аль-Маргинани, Аль-Хидая, 4/461).
Таким образом, перед другими мусульманками женщина должна закрывать своё тело от пупка до колен включительно.
г) Перед мужчинами, которые являются махрамами (родственниками, за которых запрещено выходить замуж)
Аурат женщины перед махрамами (мужчинами, вступать в брак с которыми запрещено) – это область от пупка до колен плюс живот и спина. К махрамам относятся: отец, брат, сын, дядя по отцовской линии (брат отца), дядя по материнской линии (брат матери), свёкор, внук, сын мужа (от другого брака), зять (муж дочери) и т. д.
Таким образом, женщине дозволено обнажать перед мужчинами из числа махрамов следующие части тела: голову, волосы, лицо, шею, грудную клетку, плечи, руки (полностью) и ноги ниже коленей. Запрещено открывать перед ними живот, спину и область от пупка до колен (См.: «Аль-Фатава аль-Хиндиййа», 5/328 и «Аль-Хидая», 4/461).
Это шариатское решение основано на аяте из суры «Ан-Нур»: «Они (верующие женщины) не должны являть свои красоты ни перед кем, кроме своих мужей, отцов, отцов своих мужей, своих сыновей, сыновей своих мужей, своих братьев, сыновей своих братьев, сыновей своих сестёр и своих женщин…» (24-31).
Кроме того, махрамам дозволено прикасаться к тем частям тела, которые разрешено открывать перед ними, но при условии, что нет опасности возникновения страсти и влечения.
Имам аль-Кудури, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет греха в прикосновении к тем частям тела, на которые дозволено смотреть» («Мухтасар» аль-Кудури).
Тем не менее, следует помнить, что если есть вероятность фитны, становится запретным обнажать данные части тела даже перед махрамами, а также прикасаться к ним (См: Аль-Любаб фи Шарх аль-Китаб, 3/218).
Аурат перед немусульманками
Строго говоря, аурат женщины перед немусульманками такой же, как перед мужчинами-немахрамами, то есть всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп.
В суре «Ан-Нур», которую мы процитировали выше, перечислено, перед кем женщине дозволено показывать свою красоту. Эти люди (как уже было сказано выше) относятся к категории родственников «махрам» (мужчины, за которых запрещено выходить замуж). Также в этом аяте Аллах упоминает «их женщин» («Ан-Нур», 31), показывая, что женщина должна снимать покрывало только перед своими женщинами, но не перед чужими.
Толкователи Корана разошлись во мнениях по поводу смысла этого аята. Имам Фахруддин ар-Рази, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Есть два мнения относительно смысла слов Всевышнего «и своих женщин». Первое мнение заключается в том, что речь идёт о женщинах, которые следуют той же религии (дин), то есть о мусульманках. Этого мнения придерживалось большинство праведных предков (саляф). Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Верующей мусульманке запрещено снимать покрывало перед немусульманкой, ей разрешено открывать только то, что можно открывать перед немахрамами…» Сподвижник Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, писал Абу Убайде ибн аль-Джараху, да будет доволен им Аллах, чтобы немусульманкам запретили посещать те же бани (хаммам), куда ходили мусульманки.
Второе мнение заключается в том, что эти слова относятся ко всем женщинам (то есть мусульманка может снимать покрывало перед любой женщиной). Это мнение принято нами, а мнение праведных предков основано на превосходстве (истихбаб)» (См.: Тафсир аль-Кабир, 8/365).
Как мы видим, имам ар-Рази, да будет доволен им Аллах, принял вторую точку зрения, согласно которой женщине дозволено открывать перед немусульманками столько же, сколько перед мужчинами-махрамами.
Тем не менее, многие учёные придерживаются первой точки зрения, и это мнение ханафитского мазхаба по данному вопросу. Имам аль-Хаскафи, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Согласно верному мнению, неверующая женщина подобна мужчине из немахрамов. Следовательно, ей запрещено смотреть на тело мусульманки» (Радд аль-Мухтар, 6/371).
Алляма Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, поясняет: «Не разрешается мусульманке снимать покрывало перед иудейкой, христианкой или атеисткой, если только они не невольницы… Кроме того, нежелательно, чтобы грешница (фасика) видела тело благочестивой женщины, потому что она может описать его мужчинам, поэтому не следует снимать покрывало (джильбаб) и платок (химар)».
Из слов Ибн Абидина очевидно, что снимать покрывало перед немусульманками запретно главным образом из-за того, что они могут описать внешность мусульманки посторонним мужчинам. Если подобная опасность может исходить и от нечестивой мусульманки, то перед ней тоже не следует снимать покрывало.
Итак, аурат мусульманки перед немусульманками включает в себя всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп. Следовательно, женщине следует закрывать своё тело перед немусульманками, насколько это возможно. Тем не менее, учёные говорят, что в затруднительных ситуациях дозволено открыть перед немусульманками часть тела.
Шариатское решение относительно сокрытия аурата перед немусульманками не такое строгое, как в остальных случаях, потому что, во-первых, между учёными на этот счёт существует разногласие, а во-вторых, бывают ситуации, когда крайне сложно оставаться покрытой перед другими женщинами. Великий толкователь Корана имам аль-Алуси, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Это мнение (о необязательности покрытия перед немусульманками) сегодня более соответствует нашему времени, потому что не открывать аурат перед ними практически невозможно» (Рух аль-Маани).
В заключение следует сказать, что мусульманке не следует снимать покрывало перед немусульманкой, насколько это возможно, особенно, если есть вероятность, что немусульманка может описать её посторонним людям. Кроме того, в наше время чрезвычайно распространились такие фитны, как лесбиянство, что лишний раз говорит о том, что мусульманкам следует проявлять осторожность в общении с немусульманками. Тем не менее, если полностью покрыться сложно, женщине дозволено в качестве послабления открыть часть аурата, но как можно меньше.
Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари