Вопрос:

Можно ли для совершения хаджа взять кредит в банке?

 

Ответ:

Прежде всего, нужно отметить, что хадж является как поклонением, совершаемым телом, так и поклонением, совершаемым имуществом. И этот вид поклонения не является обязательным для всех. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому, если они способны проделать этот путь» (Али Имран 3/97).   Из этого аята следует, что хадж является фардом в том случае, если человек обладает здоровьем, необходимыми средствами для совершения хаджа, а так же если путь не представляет опасности.

Если у человека есть средства на дорожные расходы, на возвращение обратно, а так же средства необходимые его семье на время его отсутствия, то в этом случае хадж будет фардом для этого человека. Если же таких средств у него нет, то хадж фардом не будет.

Теперь перейдем к вопросу о совершении хаджа на средства, взятые в кредит.

В Исламе ростовщический процент является харамом. Поэтому совершение с одной стороны поклонения с намерением получения вознаграждения, а с другой стороны совершение греха, противоречит как религии, так и здравому разуму. Исходя из этого, совершение хаджа на средства, полученные в кредит, считается не разрешенным. По мнению ханбалитского мазхаба, хадж, совершенный на средства, являющиеся харамом, является недействительным. По мнению трех других мазхабов такой хадж будет действительным, но человек будет считаться грешником. Как известно, если хадж человека будет принят, то этот человек будет очищен от всех грехов и станет чистым, подобно новорожденному ребенку. Но для этого необходимо соблюдение следующих пяти условий:

1. Хадж должен совершаться с искренним намерением, только ради довольства Аллаха Всевышнего.

2. Человек должен совершать хадж на чистые (халяльные) деньги, полученные дозволенным путем.

3. На протяжении всего хаджа необходимо избегать сквернословия и совершения скверных поступков.

4. При выполнении хаджа соблюдать все необходимые условия.

5. Перед отправкой в хадж необходимо попросить прощения у всех тех, кого человек обидел, и помириться со всеми, с кем этот человек поссорился.