Вопрос: Дайте определение словам Исраф и Табзир. Как лексическое, так и шариатское значение. Некоторые утверждают, что тратить воду сверх нормы, покупать множество одежды, которую ты не носишь, переедать не является исрафом. Они утверждают, что Исраф так же, как и табзир, – это трата денег исключительно на запретное. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос. (Туймазы, Башкортостан)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!В вольном переводе исраф – «чрезмерность в тратах», а табзир – «расточительство». Что касается определения этих слов шариатом, то исраф носит более общий характер, табзир же более ограничен.

1. Некоторые специалисты считают, что:

а) исраф подразумевает чрезмерность в дозволенных тратах: чрезмерное использование воды, чрезмерную трату денег на ненужные дозволенные предметы и т. д.;

б) табзир же обозначает растрату денежных средств неподобающим или недозволенным способом: на сигареты или на такие недозволенные предметы, как спиртное и т. д.

Имам Ибн Абидин (милость ему Аллаха) писал:

والتبذير يستعمل في المشهور بمعنى الإسراف، والتحقيق أن بينهما فرقا وهو أن الإسراف صرف الشيء فيما ينبغي زائدا على ما ينبغي، والتبذير صرفه فيما لا ينبغي

Табзир обычно используют в том же значении, что и исраф. На самом же деле между ними есть разница. Она заключается в том, что исраф обозначает чрезмерность в дозволенных тратах, а табзир подразумевает недозволенную трату. (Ибн Абидин. Радд мухтар. – Том 9, стр. 759)

Поэтому Аллах говорит о тех, кто осуществляет табзир:

وَلَا تُبَذِّرْ تَبْذِيرًا إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُوا إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِرَبِّهِ كَفُورًا

Не расточай безрассудно. Расточители – братья дьяволов, а Дьявол крайне неблагодарен своему Господу. (Коран, 17:26–27)

2. Некоторые теологи полагали, что:

а) табзир относится к чрезмерной трате и расточительству денег;

б) исраф же обозначает чрезмерную трату в обычных действиях: как при трате денег, так и при других поступках, например, трате времени или воды. Если, скажем, человек, подверженный сомнениям (васвасе) в отношении тахарата (ритуальной чистоты), моет в омовении свои части тела большее количество раз, чем предписано, то он повинен в исрафе.

В Коране Аллах использовал слово «исраф» для различных действий, при которых люди выходили за рамки: это касалось чрезмерной траты в сфере имущества или поступков. Поэтому указанное выше разграничение между исрафом и табзиром выглядит наиболее уместным.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв
Q662

Источник: askimam.ru