Суджуд ас-сахв — Дополнительный двойной земной поклон после окончания молитвы, в которой допущена непреднамеренная ошибка при чтении молитвы, в результате которой произошла задержка с выполнением фарда, или было пропущено действие разряда ваджиб. Например: При необходимости чтения вслух, было прочитано тихо, или при чтении молитвы Витр, забыли прочитать в конце мольбу «Кунут», или же в 4-х ракаатной молитве пропущено первое сидение после 2-го ракаата. В таких случаях, совершив Суджуд ас-сахв после окончания молитвы, восполняется непреднамеренная ошибка. (Если при чтении молитвы пропущен фард, то молитву необходимо возобновить сначала). Пропуск в молитве действий по сунне, не влечет необходимости Суджуд ас-сахв, а лишь уменьшает ожидаемую благость за молитву.

В книге по фикху 4-х мазхабов [i] Абду-р-Рахмана аль-Джезири говорится, что по мазхабу Ханафи Суджуд ас-сахв совершается после окончания молитвы и приветствия только в правую сторону, после чего надо сидеть (аль-ку’уд-иль-ахир; ташаххуд), а затем отдать приветствие. Тот, кто не сидит после Суджуд ас-сахв, нарушает предписание разряда «Ваджиб». Хотя, намаз его будет считаться действительным. Приветствие после Суджуд ас-сахв и ташаххуда так же является ваджибом. Не отдать приветствие после Суджуд ас-сахв, — значит нарушить ваджиб, и предыдущее приветствие (даже если их было два) будет недостаточным для выхода из молитвы. Так как исполненный Суджуд ас-сахв аннулировал и предыдущее приветствие, и предыдущий ташаххуд. Что касается салавата и дуа при ташаххуде, то исполнение их достаточно в последнем сидении (в конце молитвы), а в сидении после Суджуд ас-сахв, — не обязательно, но ввиду соблюдения предосторожности – лучше читать.

Далее в книге пишется: «Что касается совершения дополнительных поклонов при ошибке, забывчивости (Суджуд ас-сахв), после первого приветствия в правую сторону, то человек, отдавший приветствие и в левую сторону полностью выходит из молитвы и освобождается от Суджуд ас-сахв. Естественно, что человек, преднамеренно не исполнивший Суджуд ас-сахв, когда это необходимо, становится грешником. Если же человек не исполнил Суджуд ас-сахв по забывчивости (и отдал приветствие в обе стороны), то он освобождается от дополнительных поклонов и не становится грешником. Восстанавливать Суджуд ас-сахв ему нет необходимости, так как он освобождается от его исполнения из-за забывчивости. Если же человек преднамеренно пропустил какой-либо рукн (Фард), то ему также нет необходимости совершать Суджуд ас-сахв, так как в случае пропуска фарда молитвы, она недействительна, и никакие дополнительные поклоны не могут возместить пропущенный фард.

По мазхабу Ханафи совершение Суджуд ас-сахв требуется лишь в случае, когда ошибка совершена не преднамеренно.

О принятии намерения перед исполнением Суджуд ас-сахв есть разные мнения. Одни ученые считают, что принимать отдельное намерение на исполнение Суджуд ас-сахв нет необходимости, так как Суджуд ас-сахв лишь восполняет недостаточность какой-либо части молитвы. Раз не принимается намерение на каждую отдельную часть молитвы, значит и нет необходимости принимать намерение перед Суджуд ас-сахв.

Другие полагают, что принимать намерение (ниййа) перед исполнением Суджуд ас-сахв является ваджибом, так как по их мнению Суджуд ас-сахв является отдельной молитвой, а молитва без намерения не исполняется. Раз принимается намерение перед Тиляваат-суджудом[1] и Шукур-суджудом, то и перед Суджуд ас-сахв также надо принимать намерение (ваджиб). Взгляды последних имеют более сильные подтверждения и поэтому лучше из предосторожности придерживаться их мнения». (KFMA, II: 632-633).

В книгах по фикху мазхаба Ханафи указываются Пять Основных Причин, из-за которых становится необходимым дополнительных два земных поклона при ошибке в молитве по забывчивости (Суджуд ас-сахв):

1-ая причина – Исполнение молитвы на один или более ракаатов меньше или больше.

Например: а) Если человек твердо уверен, что он сделал лишний ракаат, то он действует следующим образом: Предположим, что после исполнения 4-х ракаатов Фарда Полуденной молитвы, человек встал на 5-ый ракаат. Если он поймет, что совершает лишний ракаат после поясного поклона (рукуу), то тут же садится, отдает салям и выходит из молитвы. Может дать салям и стоя, но лучше это сделать сидя. В любом случае ему после окончания молитвы по всей форме необходимо исполнить Суджуд ас-сахв.

б) Если при исполнении подобной молитвы человек вспомнит, что совершил на один ракаат меньше (скажем, когда сел на ташаххуд после 3-го ракаата), то должен тут же встать и исполнить 4-ый ракаат и далее, как положено после чтения ат-Тахиййата, салаватов, дуа, отдать приветствие только на правую сторону и совершить Суджуд ас-сахв.

Если же у человека при исполнении молитвы появятся сомнения о количестве уже

исполненных ракаатов (потеряет счет), то тут существуют два положения:

а) Подобные сомнения раньше у него не возникали.

б) Сомнения эти появляются у него часто.

а) При появлении такого сомнения в первый раз, человек тут же прекращает молитву и начинает ее сначала. Прекращать надо молитву каким-либо действием, нарушающим молитву. Нарушив молитву, он сидя отдает приветствие, так как прекращение молитвы необходимо словесное. Можно отдать салям и стоя, но, как уже говорилось выше, лучше это сделать сидя.

б) При возникновении постоянных сомнений по количеству исполненных ракаатов, человек сам принимает решение о способе продолжения молитвы.

Например, если человек исполнял 3-ий ракаат фарда Полуденной молитвы и у него возникли сомнения 3-ий ли это ракаат, или уже 4-ый, то действует по собственному предположению:

Если он решит, что исполняет уже 4-ый ракаат, то заканчивает молитву как и положено, а затем, после приветствия на правую сторону, совершает Суджуд ас-сахв.

Если же склонится к тому, что этот ракаат еще только 3-ий, то продолжает молитву и заканчивает ее после 4-го ракаата, отдав приветствие направо. После этого, естественно, совершает по всей форме Суджуд ас-сахв.

Все разъяснения, приведенные выше, предназначены для людей,

которые исполняют молитву в одиночку (мунфарид).

Если же сомнения посетят имама (ведущего совместный намаз), и если в подтверждение его сомнений джамаат подскажет ему о большем или меньшем количестве исполненных ракаатов, то он, полагаясь на свидетельство джамаата, приступает к повторному исполнению молитвы.

Если же между имамом и джамаатом возникнут разногласия (скажем, когда сомнение посетит джамаат, и они говорят, что было исполнено только три ракаата, а он твердо уверен, что исполнил все четыре), то имам принимает решение в соответствии со своим мнением и повторно молитву не исполняет. Если один или два человека поддержат мнение имама, то имам действует по своему усмотрению. Если же имама будут одолевать сомнения, а мнение джамаата разделится, и часть джамаата будет уверена, что намаз исполнен как и положено, то исполнять молитву повторно должны лишь те, кто сомневался.

Если же один из джамаата скажет с твердой уверенностью, что молитва была короче, а имам и остальной джамаат будут в сомнениях, то им из предосторожности следует все-таки повторить молитву. Но это делается тогда, когда время данной молитвы еще не вышло.

Если человек не из джамаата (не участник данной молитвы), пользующийся доверием (адиль), скажет к слову, что они исполнили всего 3 ракаата молитвы вместо 4-х, а имам будет сомневаться в верности его слов, то из предосторожности молитву лучше повторить.

Если о таком недостатке сообщат два пользующихся доверием человека, то действуют в соответствии с их словами, а слова имама в расчет не будут приняты. Однако, если сообщивший о недостаточности молитвы не пользуется всеобщим доверием (например, не исполняет молитвы), то его слова во внимание не принимаются.

Сомнение, посетившие имама (когда он принимал намерение, или произносил вступительный такбир, или исполнял молитву), по поводу наличия у него омовения, и если подобное сомнение одолевает его впервые, то он должен прекратить эту молитву и начать ее снова (после омовения). Если же подобные сомнения одолевают имама очень часто, то он не принимает это во внимание и продолжает молитву. Сомнения, появившиеся после окончания молитвы, не могут отменить исполненную молитву.

2-ая причина – Ошибочно подниматься после последнего сидения в молитве.

Человек, совершивший такую ошибку, должен сесть обратно на ташаххуд, затем отдать приветствие на правую сторону и совершить Суджуд ас-сахв. В данном случае дополнительные поклоны вызваны тем, что обязательное последнее сидение было закончено с опозданием.

Если этот человек не вернется в положение ташаххуд, а продолжит 5-ый ракаат и сделает суджуд этого ракаата, то, с подъемом головы от пола, его молитва переходит из фарда в разряд дополнительных (навафиль), и ему лучше сделать еще и шестой ракаат. Если это положение возникнет во время ПРЕДВЕЧЕРНЕЙ молитвы (саляту-ль-аср), то Суджуд ас-сахв делать не надо. Так как переход Обязательной молитвы в разряд Дополнительной, не требует Суджуд ас-сахв. А в данном случае, молитву фард, перешедшую в результате ошибки в разряд навафиль, необходимо будет сделать повторно.

3-я причина – Забыв про ташаххуд, подниматься после второго ракаата.

Если этот человек только начал подниматься на третий ракаат без исполнения ташаххуда, но вспомнив и не встав на ноги, сел на ташаххуд, то в дальнейшем правильно исполненная молитва не будет ущербной и Суджуд ас-сахв не потребуется.

Однако если он уже встал на ноги и только потом вспомнил об ошибке, то обратно … может не садиться (хотя мог бы и сесть на ташаххуд). В любом из этих случаев после окончания молитвы необходим Суджуд ас-сахв из-за нарушения ваджиба.

Эти разъяснения относились к человеку, который делал намаз в одиночку, или вел молитву как имам. Если же человек, следовавший в молитве за имамом, встал на третий ракаат без промежуточного ташаххуда вместе с имамом, то при возвращении имама на ташаххуд, он обязан также вернуться в положение сидя. Ведь он принимал намерение следовать имаму.

4-ая причина – Исполнение какого-либо рукна вместо очередного рукна или ваджиба.

В качестве примера можно взять исполнение по забывчивости поясного поклона (рукуу) сразу после вступительного такбира и чтения «Субханака…». Получается так, что этот человек совершает рукн, который должен следовать после другого рукна – чтения из Корана (кираата). Если человек в положении рукуу поймет о пропуске им чтения Корана, то он должен вернуться в положение стоя (кыйам), прочитать необходимое количество айатов и вновь идти в положение рукуу. После окончании молитвы будет необходим Суджуд ас-сахв.

Если же человек, находясь в положении рукуу, не вспомнит свою ошибку в виде пропуска кираата в этом ракаате, то этот ракаат будет считаться аннулированным. В этом случае ему следует после окончания молитвы не отдавать приветствие сразу, а сделать это после исполнения еще одного ракаата (вместо ракаата, который был ранее не засчитан из-за пропуска кираата). Конечно же, после окончания молитвы потребуется Суджуд ас-сахв.

В качестве другого примера можно взять положение, когда рукн молитвы (фард) совершается после пропуска необходимого ваджиба. Например, если человек исполняет поясной поклон (рукуу) без необходимого чтения некоторого количества из Корана после Фатихи, то, вспомнив о своей ошибке находясь в положении рукуу, он возвращается в положение стоя (кыйам), прочитывает необходимое количество айатов, вновь после этого идет на рукуу и продолжает молитву далее. После окончания молитвы необходим Суджуд ас-сахв. (То есть, порядок исправления ошибки таков, как и в предыдущем примере).

5-ая причина, из-за которой станет необходимым совершение Суджуд ас-сахв, может возникнуть при пропуске 11-ти ваджибов. Рассмотрим эти положения по порядку:

1) Пропущена Фатиха. Если человек забудет прочитать Фатиху или прочтет меньшую ее половину в одном из первых двух ракаатов Обязательных (Фард) молитв, то ему необходимо совершить Суджуд ас-сахв. Если же будет прочитана больше половины этой суры, то дополнительных поклонов не потребуется, так как в мазхабе Ханафи чтение в молитве большей половины Фатихи, приравнивается к ее чтению целиком. Такое же положение и при исполнении молитвы Витр и других дополнительных молитв. Пропуск или чтение меньшей половины Фатихи в этих молитвах также потребует исполнения Суджуд ас-сахв после их окончания.

2) Пропущен кираат после Фатихи. Если человек не прочтет в молитве после Фатихи хотя бы короткую суру, или три айата, или один айат величиной с короткую суру (замм-и сура), или вовсе ничего не прочтет, или прочтет всего лишь один короткий айат, то ему необходимо будет исполнить в конце молитвы Суджуд ас-сахв. Но ввиду того, что ценность за чтение в молитве большей половины необходимого количества айатов приравнивается к чтению всего необходимого, то, прочитавшему после Фатихи всего два айата из Корана, Суджуд ас-сахв не потребуется.
Если человек вспомнит в положении рукуу, что забыл перед этим прочесть Фатиху или короткую суру (замм-и суру), то возвращается в положение кыйам (стоя) и прочитывает необходимое минимальное количество айатов.

Если же было забыто чтение Фатихи и человек вспомнил об этом в положении рукуу, то он так же возвращается в положение кыйам, читает Фатиху и после нее читает замм-и суру, даже если он читал до этого. После этого восстанавливает рукуу и, после окончания молитвы, совершает Суджуд ас-сахв.

Если человек, исполняющий молитву Витр, вспомнит в положении рукуу, что забыл прочесть дуа «Кунут», то ему не обязательно возвращаться в положение кыйам для прочтения этой мольбы, но после окончания молитвы ему потребуется (ваджиб) Суджуд ас-сахв. Если же вернется в положение стоя и прочтет мольбу «Кунут», то лишь укрепит принятие этого ракаата. Но Суджуд ас-сахв придется совершать так или иначе.

Если человек прочтет в одном ракаате суру Фатиха дважды подряд, то из-за опоздания с прочтением замм-и суры будет необходим Суджуд ас-сахв. Однако не потребуется Суджуд ас-сахв, если человек, прочитавший замм-и суру, слегка запоздает с совершением рукуу.

3) Перенос кираата на 3-ий и 4-ый ракааты, вместо кираата в 1-ом и во 2-ом ракаате.

Если человек, забывший прочитать необходимое количество айатов из Корана в первом или во втором ракаате фард молитв, сделал это в третьем и четвертом ракаатах, то ему необходимо исполнение Суджуд ас-сахв. Нет надобности в Суджуд ас-сахв тогда, когда такое положение возникает в дополнительных молитвах (навафиль) и в молитве Витр.

4) Исполнение дважды в одном ракаате одного и того же действия и не соблюдение очередности исполнения действий. Например, совершение двух двойных земных поклонов (2-х суджудов) в одном ракаате. Это положение возникает тогда, когда человек забыл в каком-либо ракаате исполнить суджуд, и восстановил его в следующем ракаате, сделав в нем два суджуда. Такое положение не нарушает молитву, а лишь требует исполнения в конце молитвы Суджуд ас-сахв. В следующем примере создается положение, когда нарушается последовательность действий. Предположим, человек произнес Вступительный такбир, совершил поясной поклон, а затем, вернувшись в положение стоя (кыйам), стал читать Фатиху и замм-и суру. В этом положении, рукуу, исполненный до чтения Фатихи и замм-и суры, будет аннулирован. Следовательно, ему снова необходимо исполнить поясной поклон (рукуу) и, после окончания молитвы, совершить Суджуд ас-сахв.

5) Пропуск фиксации тела в положении Руку и Суджуд — Торопливость в исполнении рукуу и суджуда без фиксации тела (итми’нан) на некоторое время в этих положениях молитвы, влечет за собой исполнение Суджуд ас-Сахв.

6) Пропуск первого ташаххуда. Человек, забывший в обязательных (фард) или дополнительных молитвах исполнить ташаххуд в середине молитвы (первое сидение), и полностью выпрямившийся в положение стоя (кыйам) продолжает молитву до конца. После приветствия в правую сторону совершает Суджуд ас-сахв, ввиду пропуска ваджиба молитвы.

 

7) Пропуск чтения ат-Тахиййата в первом или во втором сидении (ташаххуде). Человек, забывший прочитать ат-Тахиййат в каком-либо из ташаххудов молитвы, обязан после ее окончания совершить Суджуд ас-сахв.

8) Пропуск чтения мольбы «Кунут» в молитве Витр. Если после такой ошибки по забывчивости человек совершил поясной поклон, то ему необходим Суджуд ас-сахв.

9) Пропуск Такбира перед мольбой «Кунут». Ошибка эта влечет за собой Суджуд ас-сахв.

10) Пропуск Такбира Перед Рукуу Второго Ракаата Праздничной молитвы. В отличии от такбира в первом ракаате, такбир перед рукуу второго ракаата является ваджибом. Пропуск этого такбира перед рукуу второго ракаата влечет за собой Суджуд ас-сахв.

11) Чтение имамом из Корана вслух или тихо. Если человек, ведущий совместную молитву (имам) будет читать из Корана вслух, в тех молитвах, в которых необходимо (ваджиб) читать тихо, а также будет читать тихо, где надо делать это вслух, то должен по окончании молитвы совершить Суджуд ас-сахв. Однако это не касается произношения в молитве «Субханака…» вслух. То есть, нарушение сунны (прочтение этой мольбы вслух), не влечет к Суджуд ас-сахв. (“Kitab-ul-Fikh alal-Mazahib-il-Arbaa” (KFMA), II: 632-640).

Способ исполнения: Если до окончания молитвы вы поймете, что по забывчивости совершили одну из указанных выше ошибок, то после прочтения «ат-Тахиййату» и приветствия в правую сторону, произносите «Аллаху Акбар» и совершаете повторно два земных поклона как обычно в молитве. После второго земного поклона, прочитав сидя «ат-Тахиййату», «Аллахумма салли…», «Аллахумма барик…» и «Раббанаа атинаа…», приветствуете направо и налево.

Если же непреднамеренная ошибка была у имама, то он, заканчивая молитву, дает приветствие направо и сразу совершает Суджуд ас-сахв. Остальные повторяют за ним.

Аль-хамду-лиль-Ляхи Рабби-ль-алемиин!

(Из сборника по фикху «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)

[1] О «Тиляваат-суджуд» см. 8-ую часть сборника «Мухтасар Ильмихал» — «Китаб-уль-Ахляк».
[i] «Китаб-уль-Фыкх аляль-Мазахиб-иль-Арба’а» — Произведение по фикху 4-х мазхабов,

составленное группой ученых Египта под руководством Абд-ур-Рахмана аль-Джезири (ум. в 1391-ом г.х).