Допустимо ли злословие (гыйбат) в отношении немусульман?

Вопрос:

У меня к вам два похожих вопроса:

Первый вопрос: известно, что мы не должны говорить плохо за спиной у своих братьев-мусульман (даже если это и правда), это будет сплетнями, злословием (гыйбат). Но недавно мне сказали, что этот запрет относится лишь к мусульманам, о немусульманах мы можем говорить плохо в их отсутствие, это не запрещено. Правда ли это?

И второй вопрос: нам следует иметь хорошее мнение (хусну-з-занн) о своих братьях, и даже если кто-то из них не прав, следует искать оправдание его плохому поступку. Относится ли это к немусульманам – должны ли мы иметь о них хорошее мнение?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

1) В нижеследующем хадисе приводится объяснение гыйбата:

ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ

«(Гыйбат) – это говорить о своем брате такие вещи, которые ему было бы неприятно услышать о себе» (Сахих Муслим, хадис 2589, передал Абу Хурайра).

Из-за слов «твой брат», упомянутых в хадисе, некоторые люди неправильно понимают определение гыйбата и считают, что этот запрет относится лишь к мусульманам, а о немусульманах можно говорить плохие вещи. Это неправильное представление, поскольку Ислам запрещает все формы несправедливости, как в отношении мусульман, так в отношении немусульман.

Ученые объясняют, что в хадисе упоминается брат-мусульман не потому, что злословие в адрес немусульман допустимо, а потому что мусульмане чаще живут среди мусульман и имеют дело, прежде всего, со своими братьями и сестрами по вере. Поэтому более вероятно, что человек будет говорить дурное о своих братьях, а не о людях других религий. И наоборот, поскольку мусульманин не часто имеет дело с немусульманами, менее вероятно, что он будет обвинять их в чем-то плохом и говорить о них дурно.

Большинство ученых придерживаются такого мнения, что злословие (гыйбат) запретно как в адрес мусульман, так и в адрес немусульман. Есть аят Корана, в котором упоминаются все люди в целом:

وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْناً

«И говорите людям благое (и не будьте грубыми)» (2, 83).

Вышеприведенный аят носит общий характер и относится ко всем людям, в том числе и немусульманам.

2) Что касается второго вопроса, то ученые Ислама утверждают, что не запрещено иметь плохое мнение (су’у-з-занн) о немусульманах, поскольку они находятся в состоянии наибольшего греха (куфра), и их неправильное поведение очевидно. В случае, когда человек совершает грех явно, не требуется иметь о нем хорошее мнение и стараться оправдать его:

Имам аль-Бухути аль-Ханбали пишет:

ولا حرج بظن السوء بمن ظاهره الشر

«Не запрещено иметь плохое мнение о человеке, чье внешнее состояние является греховным» (Кашаф аль-Кына Матниль Икна, том 2, с. 102).

А Аллах знает лучше.

Автор: Муфтий Сухайл Тармахомед аль-Ханафи
Источник: annisa-today.ru