Есть три вида объединения двух намазов в одно время:
1-Джама‘ такдими: Читать зухр и ‘аср во время зухра, или читать магриб и ‘иша во время магриба.
2-Джама‘ тахири: Читать зухр и ‘аср во время ‘асра, или читать магриб и ‘иша во время ‘иша.
3-Джама‘ сури: Каждый намаз читать в своё время, но первый намаз вместо его суннат времени читать в конце, а второй намаз вместо его мустахаб времени читать в самом начале.
Таким образом, со стороны можно подумать, что зухр и ‘аср, а также магриб и ‘иша прочитаны в одно время, хотя это не так, каждый намаз был совершен в своё время. Это видимость объединения, на самом деле это не объединение.
На ‘Арафате читать зухр и ‘аср во время зухра, т.е. делать джама‘ такдими, а в Муздалифа читать магриб и ‘иша во время ‘иша, т.е. делать джама‘ тахири единогласно является ваджибом. (Насаи т.1, стр. 100).
Кроме этих двух мест ни джама‘ такдими, ни джама‘ тахири делать нельзя. Конечно же, во время путешествия разрешается делать джама‘ сури, как доказывается из следующих хадисов:
— عن عائش ة قالت كان ر سول ال فى الس فر يؤخرالظهرويقدم١ ، مستدرك حاكم ،٨٠ ص١ العصريؤخرالمغرب ويقدم العشاء )مسنداحمد، طحاوى ج (٧۳ ص۲آثارالسنن ج 1.
‘Айша (радиаллаху ‘анха) передаёт: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время путешествия зухр откладывал, а аср читал раньше, магриб откладывал, а ‘иша читал раньше». («Муснад Ахмад», Тахави т.1, стр. 80, «Мустадрак Хаким», «Асар Ас-сунан» т.2, стр. 73).
— عن ا بن ع مر نزل غيوب الش فق فص لى المغرب ثم انت ظر ح تى غاب۲ الشفق فصلى العشاء ثم قال ان رسول ال كان اذا عجل به امر صنع مثل ، دارقطنى( ١٨٧ ص١ الذى صنعت )ابوداؤد ج
2. Однажды ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) остановился во время исчезновения шафака (зари) и читал магриб, затем подождал, пока заря не исчезла совсем, и читал ‘иша намаз. Затем сказал: «Если Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) торопился, то делал то же самое, что сделал я». (Абу Дауд т.1, стр. 187, Дар Кутни).
Из другого хадиса ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума), который передал Бухари в “Китаб ал-манасик” тоже разрешается только джама‘ сури, а не джама‘ такдими или джама‘ тахири. Для каждого намаза предписано время, поэтому его надо читать в определенное для него время, не раньше и не позже.
(٤۳۲ قال ابن مسعود ان للصلو,ة وقتKا كو قت الحج )تفسير ابن كثير ص
‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) сказал: «Для намаза есть своё время, также как есть время для хаджа». (Тафсир ибн Касир стр. 432).
Аллах Та‘аля сказал:
(١٠۳ إ!ن& الص&لو,ة كانت# على ال#مؤ#م!ن!ين ك!تابKا م&و#قوتKا )نساء –
«Поистине, намаз для верующих предписан в определенное время». («Женщины» 103).
Таким образом, намаз, прочитанный раньше времени, будет считаться не «ада» (выполненный) и не «каза» (пропущенный). А намаз, который прочитали позже времени, не будет «ада», а будет лишь «каза». Поэтому необходимо каждый намаз читать в своё время. (см. «Корова» 238, «Подаяние» 5, и толкование этих аятов в “Тафсир ибн Касир” т. 1, стр. 218, т.3, стр. 681.)
عن ابى قتادة قال قال رسول ال ليس فى النوم تفريط انما التفريط فى ١، طحاوى ج٧٩ ص١ اليقظة ان تؤخر صلو,ة حتى يدخل وقت اخرى, )ابوداؤد ج (٨١ص
Абу Катада (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Нет пренебрежения во сне, пренебрежение и грех – оно в бодрствовании, когда человек откладывает намаз, пока не наступит время другого намаза». (Абу Дауд т.1, стр. 79, Тахави т.1, стр. 81).
‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анхума), однажды рассказывая Абу Ша‘ша‘ (таби‘и) о практике Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
قال صليت مع النبى ثما نيا جميعKا وسبعKا جميعKا قلت يا ابا الشعشاع اظنه اخرالظهر وعجل العصرواخر المغرب وعجل العشاء قال وانا اظن ذالك )مسلم (۲٤٦ ص١ج
«Я читал намаз за Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) восемь рака‘атов вместе и семь рака‘атов вместе. О Абу Ша‘ша‘, я думаю, что он оттягивал зухр и прочитал пораньше ‘аср, оттягивал магриб, и прочитал пораньше ‘иша». Абу Ша‘ша‘, сказал: «Я тоже так думаю». (Муслим т.1, стр. 246).
‘Умар (радиаллаху ‘анху) во времена своего халифата издал заявление для всех своих наместников:
«Не делайте “джама‘ бейнас-салатейн”», т.е. не объединяйте два намаза в одно время, потому что:
(١۳۲ الجمع بين الصلو,تين فى وقت واحد كبيرة من الكبائر )مؤطا امام محمد ص
«Объединять два намаза в одно время – это один из больших грехов». («Муатта имам Малик» стр. 132).
[ Муфтий Джамиль Ахмад Назири ]