Вопрос:

Недавно был случай, когда мужчины и женщины молились вместе в одном ряду. Женщины стояли на одной стороне ряда, мужчины на другой, и между ними не было никакой преграды. Было лишь небольшое пустое пространство между мужчиной, который был крайним справа, и женщиной, которая была крайней слева. Каково предписание на этот счет?

 

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к верующим – на том.

Существует общее правило, которое гласит, что женщина должна стоять за мужчиной, когда они совершают коллективную молитву.

Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Лучшие ряды для мужчин – это первые ряды, а худшие – последние. Лучшие ряды для женщин – последние, а худшие для них – первые» 1.

Поэтому в книге «Аль-Хидайя», являющейся признанной книгой в области ханафитского фикха, сказано:

«Мужчины стоят в первых рядах, затем стоят дети, а после них – женщины» 2.

Согласно ханафитскому фикху, если женщина молится рядом с мужчиной, намаз мужчины считается недействительным, в отличие от намаза женщины. Тем не менее, существуют следующие условия, при которых молитва (намаз) мужчины становится недействительной:

1) Женщина достигла возраста полового созревания или настолько близка к нему, что может вызвать сексуальное влечение.

2) Намаз, который совершают мужчина и женщина вместе, состоит из поясных поклонов (руку’) и земных поклонов (саджда), даже если один из молящихся лишь жестикулирует. Таким образом, погребальная молитва мужчины будет действительной, если женщина молится рядом с ним, поскольку эта молитва не включает руку’ и саджда.

3) Оба, и мужчина и женщина, совершают один и тот же намаз с одинаковым тахрима. Другими словами, они оба совершают намаз за одним и тем же имамом, или женщина следует мужчине. Если они совершают свои собственные молитвы, тогда молитва мужчины будет действительной.

4) Нет преграды между мужчиной и женщиной. Если же между мужчиной и женщиной имеется такая преграда, как колонна, то намаз мужчины будет действительным. Эта преграда должна быть как минимум размером с седло в длину и толщиной в палец. Более того, пустое пространство также считается преградой, если, как минимум, его хватает на то, чтобы один человек мог встать там. Таким образом, если мужчина молится рядом с женщиной без преграды между ними, но расстояние между ними достаточное, чтобы другой человек мог там встать, тогда молитва мужчины будет действительной.

5) Имам делает намерение на то, что женщина будет совершать намаз за ним, если имам не сделает такого намерения, то скорее, ее молитва станет недействительной, нежели молитва мужчины, поскольку требуется намерение имама для того, чтобы молитва женщины была правильной. Более того, в том случае если имам делает намерение (на то, что женщина будет следовать ему) в то время, когда он приступает к молитве, то, даже если женщина придёт и присоединится к группе позже, а имам сделал намерение, что она присоединится к ним, ничья молитва не станет недействительной.

6) Женщина из тех, чья молитва считается действительной. Таким образом, если душевнобольная женщина (маджнуна) молилась рядом с мужчиной, то его молитва будет действительной.

7) Женщина остаётся молиться рядом с мужчиной в течение одного полного положения (рукн) намаза, например, на протяжении периода, во время которого совершается руку’ или cаджда. (он обычно равен периоду прочтения «СубханАллах» трижды). Таким образом, если женщина продолжит молиться рядом с мужчиной в течение периода, короче, чем этот, а затем уйдёт, то молитва мужчины будет действительной.

8) Оба, женщина и мужчина, молятся в одном направлении. Таким образом, если они молятся лицом в разном направлении, как, например, когда молятся в Каабе, тогда молитва мужчины будет действительной 3.

Необходимо наличие вышеприведённых восьми условий для того, чтобы молитва мужчины считалась недействительной, если мужчина и женщина молятся вместе. Если одно любое из этих условий отсутствует, то молитва мужчины считается действительной.

Важно помнить, что существует небольшая разница во мнениях среди классических ханафитских факихов (правоведов) относительно действительного способа пребывания рядом с лицом противоположного пола. Становится ли молитва недействительной, если какой-либо член тела находится на одной линии с телом другого человека, или предписание основывается только на положении ступней?

Некоторые правоведы считают, что если любая часть тела женщины находится на одной линии с любой частью тела мужчины, то молитва мужчины становится недействительной. Тем не менее, надёжное мнение, мнение, приводимое Ибн Абидином и другими, состоит в том, что предписание основывается на положении ступней, а именно, пяток. Таким образом, молитва мужчины не станет недействительной, пока его пятки находятся впереди пяток женщины 4.

Учитывая эту разницу во мнениях, лучше всего, к примеру, для супруги стоять полностью за спиной её мужа во время коллективной молитвы. Тем не менее, их молитва будет действительной до тех пор, пока ее пятки находятся позади пяток ее мужа.

Также следует упомянуть, что вышеприведённые предписания применяются ко всем женщинам, махрамам и не махрамам, родственницам и не родственницам, при условии, что они достигли возраста половой зрелости или близки к этому возрасту так, что могут вызвать сексуальное влечение 5.

Опираясь на приведённые выше объяснения, можно заключить, что если мужчины и женщины молились вместе, находясь в одном ряду, в коллективном намазе за имамом, то намаз мужчины, который стоял в конце линии мужчин, там, где она соединялась с линией женщин, не будет действительным, при условии, что все другие вышеперечисленные условия соблюдены.

Имам Абдуль-Хай аль-Лахнави (да смилостивится над ним Аллах) в своих примечаниях к известному произведению имама аль-Маргинани «Аль-Хидайя» пишет:

«Утверждение Маргинани: «…и здесь нет преграды», – относится к тому, о чём имам Абу Юсуф (да смилостивится над ним Аллах) сказал: если мужчины и женщины молятся вместе в одном ряду, то молитва только одного мужчины, который стоит между рядами мужчин и женщин, будет недействительной. И этот мужчина будет считаться преградой между другими мужчинами и женщинами» 6.

Тем не менее, это верно, если все вышеуказанные условия в наличии. Поэтому, если между рядами мужчин и женщин имеется преграда (ею также считается пустое пространство, которого было бы достаточно, чтобы один человек мог там встать), то молитва мужчины, стоящего в конце ряда, будет действительной.

В заключение можно сказать, что лучше всего для женщины стоять полностью позади мужчины во время совместного совершения ими намаза, даже если женщина является близким родственником. Если женщина молится рядом с мужчиной, то молитва мужчины становится недействительной. Тем не менее, для того чтобы молитва мужчины стала недействительной, необходимо, чтобы наличествовали определённые условия. Если любое из условий не соблюдено, то его молитва будет действительной.

Аллах знает лучше.

1.Сахих Муслим, №: 440.
2.Аль-Хидайя 1/124. Также см: Мараки аль-Фалях, с. 249, Аль-Фатава аль-Хиндийя, 1/89 и другие.
3.Аль-Фатава аль-Хиндийя, 1/89 и Радд аль-Мухтар, 1/572.
4.Радд аль-Мухтар, 1/ 572.
5.Аль-Фатава аль-Хиндийя, 1/89.
6.«Аль-Хидайя» с заметками имама аль-Лахнави, 1/125, индийское издание.

Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари

Источник: daruliftaa.com