Вопрос: Мне известно, что ханафиты считают карахат ат-тахримом (нежелательность, близкая к запрету) бритье бороды, есть ли в этом разногласие в наше время. И каково ваше мнение по поводу того, что борода в общем зависит от урфа[1], и того, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал оставлять бороду согласно урфу и для отличия от многобожников, и меняется ли постановление [по поводу бороды] в наше время?
Ответ: Большинство факихов (правоведов) из числа ханафитов, маликитов, ханбалитов, и слово имама Шафии указывают на то, что бритье бороды запрещено, так как это является противоречием приказу почтенного пророчества отпускать её. Оставление бороды единогласно предписано шариатом из за хадиса пришедшего об этом, и один из этих хадисов — переданное от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «отличайтесь от многобожников: отпускайте бороду и подстригайте усы» (привел Бухари).
И подобен этому хадис абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «подстригайте усы и отпускайте бороду, чтоб отличаться от многобожников» (привел Муслим).
Также хадис нашей госпожи Айши, да будет доволен ею Аллах, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «десять вещей из фитры[2]», — и из них «отпускание бороды» (привел Муслим).
Сказал ибн Абидин в примечаниях к «Дарр аль-Мухтар»: «Отращивание бороды — это ее оставление до тех пор, пока она не станет густой и не увеличится».
Сказал ибн Дакик аль Ид: «Суть отращивания бороды — это её оставление, а её оставление приводит к её увеличению».
Сказал ибн Хаджар: «Смысл слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «отличайтесь от многобожников» — это отличие от огнепоклонников, часть из которых подстригала бороду, другая часть сбривала её».
Имам Навави пришел к тому, что из бороды ничего не убирается, ни её длина, ни ширина. А ханафиты и ханбалиты пришли к тому, что если борода достигает размера кулака, то допускается убрать то, что выше этого, так как достоверно передано от ибн Умара, что во время хаджа или умры (малого хаджа) он укорачивал бороду и усы, когда брил голову. В другом повествовании передается, что, когда он совершал хадж или умру, брал бороду в кулак и отрезал то, что было сверх этого.
И основываясь на этом: является запретным (харам) брить бороду, так как это есть противоречие приказу Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах говорит: «….Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (сура ан-Нур, аят 63). А достоверное мнение у шафиитов то, что сбривание является нежелательным (макрух). И нет места урфу, когда он противоречит установленному доводу из Корана или Сунны. И кто же тот, который сказал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал оставлять бороду согласно урфу?! Какой был урф?! Несмотря на то, что урфом считалось сбривание бороды, поистине, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил делать это. И постановление не меняется, даже если все люди сговорятся о том, чтоб его изменить.
И основываясь на этом: не дозволяется брить бороду и является обязательным оставлять её по мнению большинства ученых.
А Аллах знает лучше.
Автор: Шейх Ахмад Шариф ан-На’сан
Источник: http://www.naasan.net
[1] Урф (мн. число от арабского «адат» — обычай, традиция) – этикет, правила поведения, слова, дела (или отказ от определенных дел), которые люди взяли за обыкновение и соблюдают в повседневной жизни и во взаимоотношениях между собой.
[2] Естество человека
http://sunnainfo.ru/2013/12/24/hukmboroda/
Мазхаб Абу Ханифы в отношении бороды:
Ханафиты: в признанной книге ханафитского мазхаба «Дурруль Мухтар» говорится: «брить бороду для мужчины- харам». (Дурруль Мухтар 5/261).
В книге «Нихая» говорится что обязательно (ваджиб) срезать бороду до размера обхвата руки если она удлинилась. Но ни один ученый факих не сказал, что человек волен (мубах) укорачивать ее на меньше чем обхват руки. (Дурруль Мухтар 2/113).
Все эти слова указывают нам, что нет ни одной фатвы разрешающей бритье бороды и даже укорачивание ее (меньше чем кабд). Другими словами в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма) ученых и это тоже является явным доказательством (далилем). В таких известных ханафитских трудах как «Фатхуль Кадир», в шархе «Канз» имама Зейляи, в Хашие «Дурар» Шурумбуляли и еще во многих ханафитских книгах имеет место подобная фатва. (аль-Манхаль: 1/186)
В книге шейха Абдурахмана аль-Джазири (да смилуется над ним Аллах) «аль-Фикху аляль Мазахибин Арбаа» говорится: «по мнению ханафитов бритье бороды является харамом, не удлинять ее больше чем обхват руки является сунной, можно укорачивать ее когда она удлинилась до обхвата руки. Нет ничего в том, что бы укорачивать слишком удлиненные волос по краям». (аль-Мазахибуль Арбаа: 2/51)
Вопрос о бороде.
Ас-саламу алейкум, уважаемые братья. Пусть Аллах воздаст вам благом за каждую букву и каждый шаг, который вы делаете во благо Ислама. Мой вопрос касается бороды. Расскажите пожалуйста каково ее положение в Исламе? Действительно ли оставление бороды является грехом, или наоборот, ее носят лишь потенциальные «террористы», «ваххабиты», и просто недалекие умом люди? Каково отношение к бороде в других религиях, если вам это известно? Должны ли мы учитывать в этом вопросе веяния моды, чтобы мусульмане не выделялись из общей массы своей архаичностью? Потому что от братьев приводятся самые разные мнения на этот счет, и, если честно, я уже запутался. И как быть тем, у кого борода не растет, и что вы можете посоветовать тем, у кого растет, но очень плохо и некрасиво? Талгат.
Уалейкум асалам уа рахматуллахи уа баркатух, Талгат!
Аминь. Пусть и вам Аллах воздаст многократным благом за каждое деяние на Его пути. Получив ваш вопрос мы решили опубликовать ответ отдельно, посчитав его актуальным.
Конечно, ошибочно думать, что в бороде заключается смысл Ислама, а степень имана в ее длине. Однако, не менее ошибочно полагать, что борода является пережитком прошлого, а ношение бороды — результатом узости мышления вообще и ограниченного понимания Ислама в частности. И то и другое — крайности, чуждые духу нашей религии.
На самом деле ношение бороды абсолютно законно и поощряемо в Исламе. И если вы обратитесь к величайшим ученым нашей уммы — имамам всех 4-х суннитских мазхабов и их ученикам, то обнаружите, что их мнения разделились лишь в том, чтобы отнести это к желательному — сунне, или к обязательному — уаджиб. О запретности и нежелательности ношения бороды между ними не было и речи. Под эти категории оно могло попасть только в случае угрозы жизни или здоровью человека (дарура). И эти исключения сохраняются и по сей день. Поэтому думать, что «бородач» обязательно является «ваххабитом» неправильно. Это может быть и шафиит, и ханафит, и маликит, и ханбалит. Потому что это, как минимум — Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), на соблюдение которой есть соответствующие указания, и которой придерживались его сподвижники, и которой может следовать любой из современных мусульман. Следует также особо отметить, что Конституция Республики Казахстан не запрещает гражданам нашей страны носить бороду, независимо от их религиозной и национальной принадлежностей и убеждений.
По поводу ограниченности мышления. Если мы посмотрим как изображают многих известных и уважаемых в нашей истории людей, именем которых названо множество улиц современного Казахстана, то увидим их носящими бороды, однако никто их не считает «ваххабитами» или ограниченными умом людьми. Достаточно бегло перечислить их имена — это и Абай, и Курмангазы, и Махамбет, и Ахмад Яссауи, и наши ханы — Абулхаир, Абылай, Кенесары, и наши батыры — Кабанбай, Богенбай, и такие ученые и философы как Аль Фараби и Алишер Навои, и многие многие другие. Все они были лучшими в сферах своей деятельности — кто-то в науке, кто-то в сражениях, кто-то в управлении, а кто-то в литературе и философии, благодаря чему и остались в истории.
Вообще носителями бород являлись люди самых разных убеждений, вероисповеданий и исторических промежутков. В еще недавнем советском прошлом в каждой организации висели изображения идейных вождей советского социализма — Ленина, Маркса и Энгельса. Все трое были бородатыми, причем у двоих из них — Маркса и Энгельса, бороды были весьма внушительных размеров. Вряд ли их можно назвать религиозными людьми.
Если мы возьмем современный период, то и здесь увидим большое разнообразие носящих бороду людей — от кинозвезд, художников, музыкантов до философов и людей науки. Кто-то из них является убежденным атеистом, но никто из них не комплексует по поводу своей бороды и никому из них она не помешала достичь желаемого результата. Например, доказать теорему Пуанкаре. Поэтому связывать ношение бороды с «религиозным невежеством» невежественно само по себе. Также как и выделять в качестве объекта для своей «бородатой» критики именно Ислам, поскольку Ислам — не единственная религия, в которой ношение бороды является крайне желательным или даже обязательным.
К примеру, в сборнике христианских церковных правил «Номоканоне», «возведение резала на бороду и ус свой» приравнивается к греху. И если вы посмотрите на православных священников и монахов, то увидите, что все они носят бороду. Если мы откроем Библию, то в книге Левит 19:27 увидим следующее: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей».
Отношение к бороде в Библии может дополнить и Книга Паралипоменона 1:4: «И взял Аннон слуг Давидовых и обрил их, и обрезал одежды их наполовину до чресл и отпустил их. И пошли они. И донесено было Давиду о людях сих, и он послал им навстречу, так как они были очень обесчещены; и сказал царь: останьтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь».
Как видно из этого случая, сбривание бороды в Ветхом Завете считалось позором.
И по сей день ортодоксальные иудеи и православные христиане носят бороду, а Ислам продолжает эту авраамическую традицию, которой придерживались и Муса (Моисей), и Сулейман (Соломон), и Дауд (Давид), и Иса (Иисус), и Мухаммад и сам праотец всех пророков Ибрагим (Авраам), мир им всем.
Теперь что касается моды. Если мы будем во всем следовать моде, нам придется пожертвовать очень многими положениями Ислама. Согласитесь, было бы странно видеть мусульман обвешенными золотыми цепями, со спущенными почти до колен штанами, из под которых ясно виднеется лейбл их нижнего белья, как это модно в некоторых хип-хоп сообществах. В такой одежде даже нельзя совершить намаз, поскольку при совершении саджда будет оголяться аурат. Поэтому не стоит мусульманам гнаться за модой. Лучше им гнаться за знаниями и тем, что приносит пользу в обоих мирах. При этом, если мусульманин будет одет по моде, а эта мода не будет вступать в противоречие с нормами Шариата, то в этом тоже нет ничего плохого. Главное, правильно определиться с приоритетами и поступать в соответствии с ними. Ведь мы рабы Аллаха, а не моды. И если уж кто-то отращивает бороду, чтобы отдать дань моде, то мусульманин тем более не должен стесняться отращивать бороду, чтобы отдать дань Сунне, если имеет такое желание и возможность.
Что касается положения бороды в Исламе, то, как мы уже упомянули об этом выше, на этот счет существуют разные мнения. Одно из них сводится к тому, что брить бороду запрещено, а носить бороду — уаджиб, и этого мнения придерживается большинство алимов. Другое мнение сводится к тому, что брить бороду нежелательно, а носить бороду — сунна, и у этого мнения есть сторонники среди больших ученых. Мы не будем приводить все их высказывания и исследования на этот счет, поскольку наш ответ носит общий характер, однако братьям следует знать, что оба мнения законны в Исламе. И если кто-то не носит бороду, не следует тут же считать его фасиком, хотя и такое мнение есть среди ученых. Ведь есть люди у которых борода просто не растет, а если и растет, то это трудно назвать бородой. И такие люди есть в том числе и среди имамов. Человек имеет исламское образование, но не имеет бороды, причем зачастую не по своей воле. Ему может быть и хотелось ее отпустить, но она у него не растет. А есть и те, у которых растет, но они придерживаются того, что это — сунна, оставление которой не влечет за собой шариатских последствий.
К примеру, у нас есть знакомый имам, который не носит бороду по совокупности причин, однако, когда он по милости Всевышнего Аллаха совершил умру, то во сне к нему явился Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил, что его умра принята. И любой мало-мальски разбирающийся в Исламе человек знает, что тот, кто увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во сне — увидел истину, а если он (мир ему и благословение Всевышнего) еще и сообщает о принятии Аллахом его умры, то поистине, это великая милость и честь. Такие сны снятся далеко не каждому.
И ни Аллах, ни Его благородный Посланник (мир ему и благословение) не обратили внимания на длину его бороды, но обратили внимание на чистоту его сердца, ведь Аллах не принимает то, что Ему не угодно.
Тем более, следует учитывать, что мы живем в светском государстве, и не все разделяют исламский взгляд касательно бороды, и для кого-то он может оказаться серьезным препятствием к трудоустройству. Увы, на практике таких примеров достаточно. Ведь не отправит мусульманин зарабатывать деньги жену, а сам будет сидеть дома, но зато с бородой. Следует понимать, что у разных людей разные условия, разные возможности, разные уровни понимания, разные степени веры и в данной ситуации мы не можем равнять всех под одну гребенку. Поэтому мусульманам следует относиться друг к другу с любовью и пониманием, и не обвинять друг друга лишний раз. Каждый из нас вправе сам для себя решить этот вопрос и никто из нас не будет держать ответ за длину чужой бороды.
Что касается тех, у кого борода не растет, то им следует знать, что Всевышний Аллах не возлагает на душу то, что ей не по силам. Ведь если у человека не растет борода, то откуда же ему ее взять? И не следует ему считать себя обделенным, поскольку такими его создал Сам Аллах. Ведь в том, что у человека растет густая борода нет его заслуги, а отрастить ее может даже неверующий.
Милость же Аллаха заключается в том, что Он открывает в сердце человека иман и дает ему тауфик (наставление от Аллаха).
А тем, у кого борода растет до такой степени редко, что при отращивании выглядит куцей и отталкивающей, и становится поводом для насмешек, то мы, и это сугубо наше личное мнение, которое может быть ошибочным, придерживаемся той позиции, что верующий сам вправе решить как ему поступить, но будет лучше, если он придаст ей такую длину и форму, которая из всего возможного будет максимально его украшать. Для этого можно воспользоваться специальной парикмахерской машинкой, с помощью которой он сможет исходя из своих предпочтений и обстоятельств ухаживать за ней, вплоть до оставления щетины, как наиболее приемлемого варианта в конкретном случае.
Возможно, некоторым братьям других национальностей (туркам, арабам, кавказским народам и т.д.) трудно понять, как можно предпочесть щетину сунне и тем более уаджибу, однако им следует учесть, что у не всех народов борода растет также густо, и бывают случаи, когда количество волосинок на подбородке действительно можно сосчитать по пальцам одной руки, либо близко к этому. И мы считаем, что в такой ситуации мусульманину следует проявить гибкость и вкус. При этом за критерии прекрасного должно выступать именно понимание красоты в Исламе. Ведь если поводом для насмешек становится густая и ухоженная с точки зрения Ислама борода, то это не причина идти на поводу у тех, кто не видит в этом выражения внешнего благочестия, мужественности и красоты, если у самого мусульманина есть желание соблюдать эту прекрасную Сунну, и это ничем ему не угрожает. А если он по тем или иным причинам не носит бороду, то и это не повод смотреть на него свысока.
Поистине, Аллах не любит несправедливых и высокомерных, но любит благонравных и творящих добро.
Портал Центральной мечети г.Алматы
Azan.kz
Вот это проблема ведь имамы мечетей сами не носят бороду и поэтому потом люди говорят что имамы не носят почему вы носите ваххабиты значит вы и незнаешь что сказать в таком случае… Было бы хорошо если имамов брали в мечеть настоящих а не тех кому безразлично все
если мы ханафиты то у нас в мазхабе эта уаджиб имамам ханафитам надо знать про это
Имамы и так знают про это положение не хуже тебя, и практикует это например имам Исрафиль Бегей. Посмотри его лекции в инете. Имам в Актюбинске.