Вопрос: Мне известно, что ханафиты считают карахат ат-тахримом (нежелательность, близкая к запрету) бритье бороды, есть ли в этом разногласие в наше время. И каково ваше мнение по поводу того, что борода в общем зависит от урфа[1], и того, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал оставлять бороду согласно урфу и для отличия от многобожников, и меняется ли постановление [по поводу бороды] в наше время?

Ответ: Большинство факихов (правоведов) из числа ханафитов, маликитов, ханбалитов, и слово имама Шафии указывают на то, что бритье бороды запрещено, так как это является противоречием приказу почтенного пророчества отпускать её. Оставление бороды единогласно предписано шариатом из за хадиса пришедшего об этом, и один из этих хадисов — переданное от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «отличайтесь от многобожников: отпускайте бороду и подстригайте усы» (привел Бухари).

И подобен этому хадис абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «подстригайте усы и отпускайте бороду, чтоб отличаться от многобожников» (привел Муслим).

Также хадис нашей госпожи Айши, да будет доволен ею Аллах, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «десять вещей из фитры[2]», — и из них «отпускание бороды» (привел Муслим).

Сказал ибн Абидин в примечаниях к «Дарр аль-Мухтар»: «Отращивание бороды — это ее оставление до тех пор, пока она не станет густой и не увеличится».

Сказал ибн Дакик аль Ид: «Суть отращивания бороды — это её оставление, а её оставление приводит к её увеличению».

Сказал ибн Хаджар: «Смысл слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «отличайтесь от многобожников» — это отличие от огнепоклонников, часть из которых подстригала бороду, другая часть сбривала её».

Имам Навави пришел к тому, что из бороды ничего не убирается, ни её длина, ни ширина. А ханафиты и ханбалиты пришли к тому, что если борода достигает размера кулака, то допускается убрать то, что выше этого, так как достоверно передано от ибн Умара, что во время хаджа или умры (малого хаджа) он укорачивал бороду и усы, когда брил голову. В другом повествовании передается, что, когда он совершал хадж или умру, брал бороду в кулак и отрезал то, что было сверх этого.

И основываясь на этом: является запретным (харам) брить бороду, так как это есть противоречие приказу Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах говорит: «….Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (сура ан-Нур, аят 63). А достоверное мнение у шафиитов то, что сбривание является нежелательным (макрух). И нет места урфу, когда он противоречит установленному доводу из Корана или Сунны. И кто же тот, который сказал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал оставлять бороду согласно урфу?! Какой был урф?! Несмотря на то, что урфом считалось сбривание бороды, поистине, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил делать это. И постановление не меняется, даже если все люди сговорятся о том, чтоб его изменить.

И основываясь на этом: не дозволяется брить бороду и является обязательным оставлять её по мнению большинства ученых.

А Аллах знает лучше.

Автор: Шейх Ахмад Шариф ан-На’сан

Источник: http://www.naasan.net

[1] Урф (мн. число от арабского «адат» — обычай, традиция) – этикет, правила поведения, слова, дела (или отказ от определенных дел), которые люди взяли за обыкновение и соблюдают в повседневной жизни и во взаимоотношениях между собой.

[2] Естество человека

http://sunnainfo.ru/2013/12/24/hukmboroda/