Подробный разбор шариатских вопросов, связанных с грудным вскармливанием
1. После рождения ребенка мать должна (ваджиб) кормить его грудным молоком. Однако если отец ребенка богат и может позволить нанять кормилицу, на матери не будет греха в случае оставления этого.
2. Не дозволено кормить грудью чужого ребенка без разрешения мужа. Однако, если ребенок крайне голоден, до такой степени, что есть вероятность, что он умрет, если его не покормить, то разрешено покормить его, не спросив дозволения мужа.
3. Максимальный период грудного вскармливания – 2 года. Кормить ребенка после двух лет – харам.
4. Если ребенок начал есть твердую пищу и из-за этого женщина перестала кормить до истечения срока в два года – в этом нет вреда.
5. Когда ребенок пьет молоко другой женщины, она становится его [молочной] матерью. Муж этой женщины становится отцом. Дети этой женщины рассматриваются как его молочные братья и сестры, и никях с ними – харам. Все отношения, которые запретны для родственников по крови, также запретны по линии молочного родства.
Согласно мнению большинства алимов, это правило применяется, только если ребенок выпил молоко до достижения им двух лет. Если же он пил молоко другой женщины после двух лет, то она не становится его матерью, и ее дети не будут рассматриваться как его братья и сестры.
Поэтому если случится так, что они женятся, их брак будет действительным. По мнению имама Абу Ханифы, рахматуллахи алейхи, срок продлевается до двух с половиной лет1. Но существует согласие алимов в том, что если это происходит после двух с половиной лет, то оно не влияет на родство, и никях действителен.
6. Момент, когда молоко проходит внутрь через горло ребенка, – и есть момент, когда все вышеупомянутые отношения становятся запретны. Не имеет значения – мало молока или много.
7. Если ребенок пил молоко не прямо из груди, а молоко было сначала сцежено – и в этом случае все описанные выше отношения – харам. То же самое — в случае, если молоко было влито через нос ребенка. Однако если оно зашло через уши – то это не считается [молочное родство не устанавливается].
8. Если ребенку дают молоко женщины смешанное с водой, лекарством или другой субстанцией, то надо определить: больше молока, или другого, или [их] поровну. Если молока ровно столько же или больше, то эта женщина становится молочной матерью и все отношения [о которых речь шла выше] – харам для этого ребенка. Если же воды, лекарства и т. д. было больше, то она не считается его молочной матерью.
9. Молоко женщины смешивается с коровьим или козьим молоком, и его пьет ребенок. Проверьте, чего больше: если молока женщины ровно столько же или больше, то отношения устанавливаются. И ребенок становится ее молочным сыном или дочерью.
10. Если случается, что у девственницы появляется молоко и его выпил ребенок, то отношения родства устанавливаются, и она становится для него запретной, а также ее дети и т. д. [в соответствии с правилами обычного родства].
11. Если вдруг ребенок выпил молоко женщины, которой нет в живых (например, оно было сцежено и хранилось… – прим. пер.), то даже в этом случае отношения устанавливаются.
12. Двое детей пили молоко одной и той же коровы или козы. Это никак не повлияет на их отношения, они не станут братом и сестрой.
13. Мужчина выпил молоко своей жены. Она не становится запретной для него, однако он совершил большой грех, потому что грудное молоко после двух (или, по другому мнению, двух с половиной – прим. пер.) лет – харам.
14. Если мальчик и девочка пили молоко одной и той же женщины, то они не могут жениться вне зависимости от того, было это в одно и то же время или одного кормили на несколько лет раньше другого.
15. Девочка пила молоко жены Бакира (имя – просто как пример). Эта девочка не может выйти за Бакира, его отца, дедушку, прадедушку и других родственников по прямой восходящей линии. Кроме того, она не может выйти замуж за сыновей Бакира. И также она не может выйти замуж за сыновей Бакира от другой жены.
16. [Еще один пример] Аббас пил молоко Хадиджи. У мужа Хадиджи Кадира была другая жена Зайнаб, с которой он развелся. В этом случае Аббас не может жениться на ней, потому что по молочному родству Кадир – «молочный» отец Аббаса, а никях с бывшей женой отца, как мы знаем, не дозволен. И также Кадир не может жениться на жене Аббаса после ее развода с Аббасом, потому что он рассматривается как свекор. Аббас также не может жениться на сестре Кадира, потому что она теперь его молочная тетя по отцу, а он – ее племянник. Не имеет значения, является она молочной или кровной сестрой Кадира. Однако Кадир может жениться на сестре Аббаса.
17. [Еще один пример] У Аббаса есть сестра по имени Саджида. Она пила молоко одной женщины, но Аббас не пил. В этом случае он может жениться на этой женщине.
18. Сын Аббаса пил молоко Зайнаб. Аббасу разрешено жениться на Зайнаб.
19. [Еще один пример] Кадир и Закир – два брата. У Закира есть молочная сестра, на ней ему не дозволено жениться, а Кадиру – дозволено. В этом нужно разобраться, потому что вопросы подобного рода – сложны для понимания. Именно поэтому мы дали подробные примеры. И если вдруг возникнет нужда – обращайтесь к образованному и разумному алиму.
20. [Еще один пример] Мужчина сделал предложение женщине или женился на ней. Затем пришла другая женщина и сообщила им, что кормила их обоих. Кроме этой женщины, никто другой не заявил и не засвидетельствовал об этом. Тогда между ними не устанавливается молочное родство лишь на основании того, что она говорит. Их никях действителен. Однако если есть два надежных и богобоязненных свидетеля мужчины или один надежный богобоязненный мужчина и две женщины, свидетельствующие об этом, то тогда молочное родство устанавливается. Никях между ними – харам. Но без свидетелей их родство не устанавливается
Однако если свидетельствует лишь один мужчина или одна женщина или только несколько женщин (без мужчины) и человек в сердце чувствует, что они говорят правду, то им не следует жениться, потому что нет пользы от вхождения в сомнительное без нужды. Однако если никях уже совершен, то он остается действительным.
21. Не дозволено в приготовлении лекарств использовать грудное молоко. Если это уже сделано, то это харам и также харам – его принимать (внутрь) или использовать (в качестве мази и т. д.). Также не дозволяется капать его в глаза или уши в качестве лекарства. Говоря вкратце, не дозволено извлекать выгоду из человеческого молока или использовать его в каких-то личных целях2.
1.То есть если ребенок был накормлен и после двух лет, но до достижения двух с половиной, а затем вступил в брак с ребенком этой женщины, то брак недействителен.
2.Имеется в виду, что молоко предназначено только для кормления ребенка.
Автор: Мавляна Ашраф Али Санви