Вопрос:

Мы слышали, что согласно принципам фикха, у женщины нет обязанности готовить пищу для своего мужа. Однако, обычно мужья требуют от жен, чтобы те готовили им еду три раза в день. Пожалуйста, дайте разъяснения этого вопроса – желательно, с примерами из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и сподвижников.

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Важно понимать разницу между теоретической, принципиальной и практической точками зрения. Если кто-то из супругов будет пытаться подвести семейную жизнь под какую-то теорию, брак не будет гармоничным и успешным. Часто какие-то принципиальные, основные вопросы трудно реализовать на практике, и их соблюдение может привести к конфликтам и разладу.

Важно понимать контекст принципов, которые установлены факихами. Если существует семейный спор, и супружеская пара обратится к шариатскому судье, то, когда он вынесет решение, его будет обязательно исполнить. То есть, речь о том, что обычно принципы необходимы тогда, когда требуется разрешить какой-то конфликт.

Однако, будет неправильным распространять решение, вынесенное в крайней ситуации, на обычную семейную жизнь. Подобные фетвы (что женщина не обязана готовить) могут разрушить стабильный брак. Представьте себе, если мы будем обнародовать решение, что женщина не обязана готовить пищу для мужа, а муж не обязан покрывать расходы на медицинское обслуживание жены, каковы будут последствия этого?

Что касается примеров из жизни праведных предков. Известно, что Фатима (радыАллаху анху) была любимой дочкой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Если бы какая-то из женщин должна была быть избавлена от необходимости заниматься домашней работой, то первой среди них была она, которую называли госпожой женщин Рая.

Однако, существует известная история, из которой мы можем извлечь уроки. У Фатимы не было помощника по хозяйству, и ей приходилось выполнять всю домашнюю работу, которая была очень тяжела в то время. Чтобы испечь хлеб, ей приходилось часами вращать мельничный жернов (это были два большие камня, между которыми насыпали зерна, и посредством вращения этих камней, зерна перетирали в муку), так что у нее руки были в мозолях от этой работы. Однажды она пришла к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы попросить у него слугу, но его не было дома. Она передала свою просьбу Аише (да будет доволен ей Аллах) и ушла. Вечером Аиша передала Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) просьбу его дочери. Он пришел к Али и Фатиме, когда они уже лежали в постели. Они хотели встать, но он сказал им, чтобы они оставались на своих местах, и сел рядом с ними. Затем он сказал им: «Не рассказать ли мне вам о той вещи, которая будет лучше для вас, чем слуга? Когда вы оба будете ложиться спать, произнесите 33 раза «Субханаллах», 33 раза «Альхамдулиллях» и 34 раза «Аллаху Акбар». И это будет облегчение для вас». (Сахих Бухари, 8/70).

Из этого хадиса ясно видно, что Фатима (радыАллаху анху) занималась домашними делами, в том числе и готовила пищу. Жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) также готовили для своего мужа. Жены сподвижников также готовили пищу. А разве нам не следует подражать жизни жен и дочерей Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), поскольку те времена были временем расцвета Ислама?

И Аллах Тааля знает лучше.

 

Хузайфа Дидат 

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

Источник