Следующие вопросы были представлены одной из организаций относительно фикха вакфа.

Вопрос: В основном мы просим пожертвования у мусульман, и как только у нас на руках будет определенная сумма, мы хотели бы инвестировать ее в халяльный бизнес и использовать прибыль по назначению. Учитывая это, пожалуйста, постарайтесь ответить на приведенные ниже вопросы в меру своих знаний, ин шаа Аллах:

1) Что такое вакф? Разъясните все основные принципы, сунну и историю вакфа.

2) Что такое Бейт аль-Маль?

3) Можем ли мы просить пожертвования у мусульман и вкладывать эти средства в вакф, так как технически пожертвования являются садакой, а не вакфом?

4) Можем ли мы инвестировать эти деньги и получать прибыль, чтобы деньги росли?

5) Если, например, мы купим дом, и он станет собственностью вакфа, можем ли мы продать его и получить от него прибыль? Я слышал, что имущество вакфа нельзя продавать.

6) Можно ли использовать деньги, отданные в качестве садака для инвестирования и получения прибыли, ведь мы хотим иметь больше денег, чтобы помочь большему количеству людей.

7) Каким видом инвестиций мы ограничены?

8) Должна ли недвижимость быть зарегистрирована на имя вакфа?

9) Можно ли раздавать пожертвования?

10) Можно ли менять инвестиции (см. вопрос №5) — мы покупаем дом, затем продаем его, затем покупаем несколько машин, затем продаем их и продолжаем делать это, чтобы получать прибыль.

11) Люди, работающие в вакфе — получают ли они зарплату? Если да, то сколько?

12) Можем ли мы сначала собрать определенную сумму денег и начать инвестировать? Скажем, $1 млн. будет целевой суммой на руках, затем инвестировать ее и получать прибыль.

 


 

Ответ:

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Ас-Cаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Нам очень приятно читать о вашем энтузиазме и желании создать систему, позволяющую мусульманам получать займы и гранты, соответствующие Шариату, что избавит их от процентных кредитов. Пусть Аллах примет ваши намерения и облегчит воплощение этого проекта в жизнь. Воистину, наша умма нуждается в такой возможности.

Ниже приведены ответы на ваши вопросы:

1. Буквальное значение слова «вакф» — «останавливать», а в Шариате это означает передачу имущества в собственность Аллаха, при этом блага расходуются на тех, для кого этот вакф предназначен.

 

(هو) لغة الحبس . وشرعا (حبس العين على) حكم (ملك الواقف والتصدق بالمنفعة) – الدر المختار مع رد الحتار

Исторически сложилось так, что акт назначения чего-либо в качестве вакфа практикуется с самого начала Ислама.

На самом деле, подобные акты вакфа можно найти и у предыдущих народов. В Библии упоминается о назначении вакфа ради Аллаха. В Коране говорится, что мать Марьям (мир ей) дала обет отдать своего ребенка на служение и поклонение в Бейт аль-Макдис, что является одной из форм вакфа. Если дети назначались в качестве вакфа для домов Аллаха, то это дает основание полагать, что и другие предметы также были делались вакфом. Ислам же расширил понятие вакфа.

Много примеров вакфа можно найти в ранние периоды Ислама. Усман (да будет доволен им Аллах) сделал вакфом колодец Рома. Имам аль-Бухари в своем «Сахихе» рассказывает о вакфе, назначенном Умаром (да будет доволен им Аллах):

عن ابن عمر رضى الله عنهما أن عمر بن الخطاب أصاب أرضا بخيبر فأتى النبى صلى الله عليه وسلم يستأمره فيها فقال يا رسول الله ، إنى أصبت أرضا بخيبر لم أصب مالا قط أنفس عندى منه ، فما تأمر به قال إن شئت حبست أصلها وتصدقت بها قال فتصدق بها عمر أنه لا يباع ولا يوهب ولا يورث ، وتصدق بها فى الفقراء وفى القربى ، وفى الرقاب وفى سبيل الله وابن السبيل والضيف لا جناح على من وليها أن يأكل منها بالمعروف ويطعم غير متمول

Умар (да будет доволен им Аллах) сделал вакфом землю, которую он приобрел в битве при Хайбаре, и оговорил условия, что она не может быть продана, подарена или унаследована. Доход, полученный от нее, будет расходоваться на путников, гостей, солдат, бедных и нуждающихся, а также членов семьи Умара (да будет доволен им Аллах). Хафса (да будет доволен им Аллах) будет первой попечительницей после Ибн Умара (да будет доволен им Аллах). После смерти этих двоих попечителем станет старший из семьи Умара. Доверенное лицо сможет питаться из него в обычном количестве, но не сможет накапливать и складировать его. («Джадид Фикхи Масаиль», 2:269).

Мудрость, стоящая за вакфом, заключается в развитии и расширении возможностей людей.

Ислам в значительной степени поддерживает такие организации и инвестиционные схемы. Имам Муслим передает:

عن أبى هريرة أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال إذا مات الإنسان انقطع عنه عمله إلا من ثلاثة إلا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له (صحيح مسلم)

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Когда человек умирает, его добрые дела прекращаются, за исключением трех: непрекращающаяся благотворительность (садака-джария), распространение знаний по религии и праведное потомство, которое будет молиться за него».

Метод превращения имущества в вакф заключается в том, что для этого делается соответствующее намерение и оно объявляется вакфом. Имущество вакфа не может быть продано, унаследовано или отменено.

Разрешается передавать ликвидные активы в качестве вакфа. Активы не должны раздаваться людям — вместо этого их следует инвестировать, а прибыль расходовать на группу людей, для которых они были сделаны вакфом.

— (وعندهما هو حبسها على) حكم (ملك الله تعالى وصرف منفعتها على من أحب) ولو غنيا فيلزم ، فلا يجوز له إبطاله ولا يورث عنه وعليه الفتوى ابن الكمال وابن الشحنة (الدر المختار 4:338)

(و) كما صح أيضا وقف كل (منقول) قصدا (فيه تعامل) للناس (كفأس وقدوم) بل (ودراهم ودنانير) . قلت : بل ورد الأمر للقضاة بالحكم به كما في معروضات المفتي أبي السعود ومكيل وموزون فيباع ويدفع ثمنه مضاربة أو بضاعة فعلى هذا لو وقف كرا على شرط أن يقرضه لمن لا بذر له ليزرعه لنفسه فإذا أدرك أخذ مقداره ثم أقرضه لغيره وهكذا جاز خلاصة ، وفيها : وقف بقرة على أن ما خرج من لبنها أو سمنها للفقراء إن اعتادوا ذلك رجوت أن يجوز (وقدر وجنازة) وثيابها ومصحف وكتب لأن التعامل يترك به القياس لحديث {ما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن} بخلاف ما لا تعامل فيه كثياب ، ومتاع وهذا قول محمد وعليه الفتوى اختيار وألحق في البحر السفينة بالمتاع

 

2. Бейт аль-Маль — это общественная казна, которая находится под контролем исламского правительства, а средства из нее расходуются на благо мусульман.

بيت المال: خزانة الدولة = المكان الذي تجتمع فيه الاموال العامة للدولة (معجم لغة الفقهاء)

3. Можно просить пожертвования у людей, чтобы вложить их в фонд вакфа. Однако следует четко объяснить и договориться с ними, что деньги пойдут на цели вакфа, то есть на обеспечение студентов-мусульман, нуждающихся в займах и грантах. Это является необходимым условием, поскольку не все пожертвования считаются вакфом.

4. Разрешается инвестировать деньги, получать с них прибыль и отдавать прибыль людям, для которых был создан вакф. (См. Ответ №1).

5. Когда имущество становится вакфом, оно не может быть продано или унаследовано. Однако если лицо, сделавшее вакф, поставило условие, что он может быть продан и заменен другим имуществом, то разрешается продать имущество, чтобы вместо него приобрести другое. Если же первоначально человек не ставил такого условия, но за счет продажи имущества и вложения средств в другое место достигается бóльшая выгода, то это также будет дозволено. Факихи выдвигают для этого три условия:

 

  • Во-первых, имущество не должно быть продано по цене ниже обычной.
  • Во-вторых, право на продажу будет предоставлено надежным и праведным доверенным лицам, а не просто любому доверенному лицу.
  • В-третьих, взамен имущества покупается другое имущество, а не продается за наличные. («Вакф Имляк кай Шар’и Ахкам», стр. 135; Идара аль-Кур’ан)

Если дом не был сделан вакфом, но был куплен на деньги вакфа в качестве инвестиции, то разрешается продать дом, так как инвестицией является покупка и продажа домов.

6. Для того чтобы что-либо стало вакфом, это должно быть четко указано, например: «Я делаю этот вакф для такой-то группы или я даю это в садака бесконечно для таких-то людей». Не всякая садака считается вакфом. («Имдад аль-Фатава», 2:605; Мактаба Даруль Улюм Карачи)

7. Разрешены все виды инвестиций, соответствующие нормам Шариата. Однако всегда должна оставаться сумма капитала. Одним из условий вакфа является то, что первоначальные активы остаются, а выгода от них расходуется на нужды людей.

8. Нет необходимости регистрировать имущество на имя вакфа. Однако, если есть опасения, что наследники могут предъявить претензии на его владение, то его необходимо зарегистрировать.

9. См. Ответ №6. Пожертвования должны расходоваться на то дело, на которое они были пожертвованы.

10. См. Ответ №5.

11. Если люди, создающие вакф, поставят условие, что попечитель и работники могут получать обычную зарплату, то получение зарплаты будет разрешено.

12. Можно собрать деньги, чтобы потом их можно было инвестировать. При сборе денег следует четко указать, что они предназначены для вакфа на помощь конкретной группе людей.

 

А Всевышний Аллах знает лучше.

Источник