الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على سيدنا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين، أما بعد

 

В исламе самым почитаемым видом благотворительности является вакф.

 

Лингвистически слово «вакф» означает задерживать, останавливать, мешать. В нашем шариате использование определенного имущества (пока оно не придет в негодность) для постоянной благотворительности называется вакф.

 

За исключением Абу Ханифы, по мнению большинства ханафитских ученых и исламских юристов, вакф считается мандуб. То есть это то, что угодно Шариату и приближает человека к Аллаху. Свидетельством этому являются Коран, Сунна и иджма’ (одобрение большинства исламских ученых). Всевышний Аллах говорит в 267-м аяте суры аль-Бакара Священного Корана:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنفِقُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ وَمِمَّا أَخْرَجْنَا لَكُم مِّنَ الْأَرْضِ

«О верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли!»

 

Пророк (с.а.с) сказал:

 

إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلَّا مِنْ ثَلَاثَةٍ؛ إِلَّا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него» (Имам Муслим).

 

Ученые, комментировавшие данный хадис, сказали, что «непрерывная милостыня (садака джария)» в хадисе означает ничто иное, как вакф. Если есть другие значения, то одним из них является вакф».

 

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) завладел участком земли в битве при Хайбаре. Однажды он пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) посоветоваться с ним об этом месте и сказал: «О Посланник Аллаха! Я завладел участком земли во время Хайбарской войны и никогда раньше не имел такого состояния. Какое повеление ты дашь мне об этой земле?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

«Если хочешь, сделай это место вакфом и пожертвуй вырученные средства».

 

Затем Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) пожертвовал эту землю, чтобы она не была продана или унаследована.

 

При этом, захват земли Хазрата Умара (да будет доволен им Аллах) был расценен исламскими учеными как «первый случай вакфа в истории ислама».

 

После того, как Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) сделал из своей земли в Хайбаре вакф, многие сподвижники начали отдавать свое имущество и сады в виде вакфа. Сподвижник по имени Джабир (да будет доволен им Аллах) даже сказал:

 

««Среди сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не было никого, кто бы не посвятил свое имущество вакфу»

 

Наши предки, проявляющие уважение к нашей религии и традициям, также понимали ценность времени. Например, мечеть, построенная нашим предком Бейбарсом в Египте, и реконструкция и расширение трех мечетей, почитаемых исламским народом: мечети Харам в Мекке, мечети Пророка в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.

 

Во время паломничества в Мекку наш предок Кунанбай построил в священном городе гостиницу «Такия», сделав вакф. Об этом добром деле своего отца Хаким Абай писал следующее:

 

Построить дом-вакф в Мекке,

 

Тем самым осветив все вокруг.

 

На пути одного Бога,

 

Не жалея ничуть своего имущества.

 

Именно поэтому вакф оказывает большое влияние на развитие личности и общества в целом. Чтобы лучше понять смысл и значение вакфа, нам необходимо знать следующее.

 

Отличие вакфа от закята 

 

Вакф — это не закят. Его отличие заключается в том, что закят — обязателен, а вакф нет. В закяте есть нисаб. Вакф же не требует нисаба. Если закят выплачивается один раз в год, то срок вакфа не установлен. Поскольку это зависит от воли человека, то каждый может жертвовать для вакфа столько, сколько желает. Вы не можете пустить деньги для закята в оборот, вы должны распределить их сразу по 8 группам людей. А в вакфе можно пустить деньги в оборот.

 

Виды вакфов

 

Шариат делит вакф на три вида в зависимости от его цели:

 

Первый: религиозный вакф 

 

Это означает выделение средств и имущества на религиозные цели. Примеры включают строительство мечети, медресе, включая помощь с обустройством внутри и мебелью. К этому виду вакфа относится строительство Каабы Ибрахимом и его сыном Исмаилом. В 127-м аяте суры аль-Бакара говорится:

 

وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وإسماعيل رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Ибрахим и Исмаиль подняли основание Дома (Каабы и обратились к Аллаху с мольбой): «О наш Господь, прими от нас (строительство Каабы)! Поистине, Ты — Слышащий, Знающий». 

 

К этому типу вакфа относится строительство мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в 1397-1405 годах Аксак Темиром в Туркестане, духовной столице Казахстана. Потому что, согласно историческим данным, Аксак Темир построил этот мавзолей-мечеть в качестве вакфа. Миржакып Дулатов в одном из своих стихотворений писал о данном виде вакфа следующее:

 

Хорошо бы построить мечеть,

 

Отправляться туда, не пропуская намазы,

 

Выбрать имамом наиболее подходящего,

 

Собрать наших богачей и пожертвовать вакф.

 

Второй вид: благотворительный вакф 

 

Это означает пожертвование недвижимости и средств на различные благотворительные цели. Тот факт, что наш героический предок Бауржан Момышулы отдал свой дом (сделал вакф) от городского совета бабушке, сын которой погиб на войне, стал вечным примером для будущих поколений.

 

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывает следующее: «Среди ансаров Абу Талха был тем, у кого было больше всего финиковых деревьев. Одним из его любимых мест был финиковый сад Байруха, расположенный перед мечетью. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приходил в этот сад, садился, отдыхал и пил из его прозрачной и чистой воды. В 92-м аяте суры «Али Имран» Священного Корана сказано:

 

لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ

«Вы не приобретете благочестие, пока не станете расходовать из того (имущества), что вы любите».

 

После ниспослания данного аята, Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) пришел к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О посланник Аллаха! Всевышний Аллах сказал: «Вы не приобретете благочестие, пока не станете расходовать из того (имущества), что вы любите…» А больше всего я люблю свой сад Байруха. Так пусть это будет моим пожертвованием на пути Аллаха».

 

На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

 

بَخْ! ذَلِكَ مَالٌ رَابِحٌ ذَلِكَ مَالٌ رَابِحٌ! وَقَدْ سَمِعْتُ مَا قُلْتَ ، وَإِنِّي أَرَى أَنْ تَجْعَلَهَا فِي الأقْرَبِينَ

«Превосходно! Этот поступок обязательно принесет успех! Я выслушал, что ты сказал, и я думаю, что ты должен отдать его своим родственникам и друзьям».

 

После чего он разделил своими родственниками и детьми двоюродного брата отца (или матери)» (Имам Бухари, Муслим).

 

Из этого случая мы видим, что Абу Талха (да будет доволен им Аллах) выделил особый вакф своим родственникам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) использовал подаренный ему сад (в те времена он считался самым большим источником дохода) в качестве вакфа.

 

Благотворительный вакф имеет следующие направления:

 

А) Научное направление. В свое время фонд вакфа раздавал бумаги и ручки, обеспечивал студентов студентам университетов научными книгами, выплачивал зарплату учителям. Многие университеты не только предоставляли студентам общежития, но и выплачивали им стипендии. Кроме того, благодаря исламскому вакфу были построены библиотеки с тысячами научных собраний. Все это в значительной степени способствовало распространению знаний и грамотности во всех слоях общества.

 

Б) Помощь в сфере здравоохранения. Что касается здравоохранения, то исламские вакфы построили больницы, оборудовали их, открыли лаборатории и установили заработную плату врачам и ассистентам. Также были открыты медицинские факультеты и оказана материальная помощь преподавателям и студентам.

 

В) Помощь бедным. Цель состоит в том, чтобы обеспечить нуждающихся, бедных и обездоленных, сирот и вдов одеждой, пищей и кровом. Ученые по фикху постановили:

 

«Если человек, оставляющий имущество для вакфа не заявляет о своей цели, значит, его вакф предназначен для бедных и нуждающихся».

 

У ученого по имени Ибрахим ибн Адхам был друг по имени Шакик аль-Бальхи. Этот человек занимался торговлей и иногда отправлялся в путешествие на далекое расстояние. В один день Ибрахим ибн Адхам проводил своего друга в путь. Однако он скоро вернулся. Ибрахим, увидев, что его друг вернулся обратно, стал спрашивать его о причине. Тогда Шакик аль-Бальхи поведал ему следующее: «Отдыхая на дороге, я увидел слепую птицу со сломанными крыльями. Пока я думал, как питается эта несчастная птица, прилетела другая здоровая птица и положила пищу ей в рот. Тогда я подумал: «О Аллах! Когда Ты кормишь эту слепую птицу со сломанными крыльями, то Ты не оставишь без пропитания такого своего раба, как я» и вернулся обратно». Ибрахим спросил его: «О Шакик! Не думал ли ты о том, чтобы быть похожим на здоровую птицу, которая кормит, а не на птицу со сломанным крылом? Разве наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал: «Подающая рука лучше берущей»?» Тогда Шакик призадумался и сказал: «О Ибрахим! Я думал неправильно, а ты наш учитель», тем самым признав свою ошибку.

 

Третий вид: для потомков

 

Вакф для следующего поколения – это имущество, пришедшее с Исламом, которое восходит к временам сподвижников Пророка и осталось для будущих поколений.

 

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было время, когда мусульмане не могли найти даже питьевую воду. В то время они не могли найти никакой питьевой воды, кроме как из колодца Румы. Колодец принадлежал одному иудею. Он продавал даже обычную воду по очень высокой для мусульман цене. Эта ситуация глубоко огорчила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Однажды сидя со своими сподвижниками, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объявил, что тот, кто купит колодец Румы, будет иметь похожий колодец в Раю. Услышав это, Усман сразу нашел того иудея и сказал ему, что хочет выкупить колодец. Иудей отказался продавать колодец целиком и продал только его половину по очень высокой цене. Усман был вне себя от радости и рассказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что он купил половину колодца и посвятил его мусульманам. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) похвалил действия Усмана и выразил свое довольство. Таким образом, право черпать воду из колодца в один день досталось хазрат Усману, а на следующий день — иудею. Так как хазрат Усман посвятил этот день своему народу, то в его день люди отправлялись за водой и брали достаточное количество из колодца, а в день, принадлежащий иудею, никто не подходил к колодцу. В отчаянии иудей был вынужден продать и другую половину колодца по низкой цене, и хазрат Усман (да будет доволен им Аллах) предоставил всем людям возможность пользоваться этим колодцем.

 

Таким образом, этот колодец Хазрата Усмана, посвященный мусульманам, простоял века и служил нескольким поколениям.

 

Дорогой джамаат! Наша религия побуждает нас помогать другим, оказывать помощь людям. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в своем хадисе:

 

خَيْرُ النَّاسِ أَنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ

«Лучшие из людей — это наиболее полезные из них» (имам Табарани).

 

Наш народная мудрость также гласит: «Только о себе помышляешь, недалекость проявляешь, думаешь и о других, человечно поступаешь».

 

Да благословит всех нас Всевышний Аллах и примет все наши молитвы и поклонения!

 

Источник