АНАЛИЗ ФАКТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОЗВОЛЕННОСТЬ ЗИКР-МАДЖЛИСОВ В МЕЧЕТЯХ

 

Вопрос дозволенности проведения зикр-собраний в мечетях, которому посвящена данная статья, стал с недавнего времени предметом значительного интереса. Недавнее посещение этой страны (ЮАР) суфийскими шейхами и их учениками, в частности, шейхом Мухаммадом Закарией Сахаранпури (милость ему Аллаха), дало большой толчок проведению зикр-маджлисов в мечетях по всей стране. Суфийские шейхи акцентировали внимание на важности и необходимости зикр-собраний в каждом мусульманском районе, в каждой мечети. Чтобы понять занимаемую ими позицию, в этой статье мы проанализируем аяты Корана и хадисы, а также работы исламских ученых как прошлых лет и веков, так и современной эпохи. Изучая данный вопрос, мы постараемся представить как можно больше релевантных цитат из Корана, хадисов и сообщений о поступках сахабов (да будет доволен ими Аллах) и праведных саляфов. В связи с тем, что некоторыми учеными выдвинуты определенные возражения по поводу зикр-маджлисов, мы рассмотрим этот вопрос, руководствуясь фактами и доказательствами, основанными на шариате.

الحمد لله وحده و الصلوة و السلام على من لا نبى بعده و على اله و اصحابه اجمعين – أما بعد

Вся хвала исключительно Всевышнему Аллаху! Приветствия и мир последнему посланнику, всей его семье и сподвижникам!

АЯТЫ СВЯЩЕННОГО КОРАНА, ПОВЕСТВУЮЩИЕ О ЗИКРЕ

Многие аяты Корана побуждают совершать зикр Аллаха, и они – мутляк: ими охватываются все виды зикра, будь то индивидуальный или коллективный, громкий или тихий, в мечети или в другом месте. Некоторые из этих аятов приведены ниже:

Аят 1

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ

Поминайте Меня (зикром), и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне. (Коран, 2:152)

Аят 2

الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ

… (обладающих разумом,) которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли… (Коран, 3:191)

Аят 3

الَّذِينَ آمَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? (Коран, 13:28)

Аят 4

رِجَالٌ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ

(Люди совершенной веры – те) мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха… (Коран, 24:37)

Аят 5

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرً اوَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلًا

Верующие! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом. (Коран, 33:41-42)

Аят 6

وَمَن يَعْشُ عَن ذِكْرِ الرَّحْمَنِ نُقَيِّضْ لَهُ شَيْطَانًا فَهُوَ لَهُ قَرِينٌ

К тому, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем. (Коран, 43:36)

Аят 7

أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَن تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ

Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха? (Коран, 57:16)

Аят 8

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ

Верующие! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, кто так поступает, окажутся проигравшими. (Коран, 63:9)

Аят 9

اسْتَحْوَذَ عَلَيْهِمُ الشَّيْطَانُ فَأَنسَاهُمْ ذِكْرَ اللَّهِ أُوْلَئِكَ حِزْبُ الشَّيْطَانِ أَلَا إِنَّ حِزْبَ الشَّيْطَانِ هُمُ الْخَاسِرُونَ

Сатана одолел их и заставил их забыть о поминании Аллаха. Они являются партией Сатаны. Воистину, партия Сатаны – проигравшие. (Коран, 58:19)

Аят 10

وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَآؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللّهَ إِلاَّ قَلِيلاً

Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного. (Коран, 4:142)

Эти и другие аяты, относящиеся к зикру, были перечислены многими учеными в их трудах о ценности и достоинстве зикра. Так, шейх Закария (милость ему Аллаха) собрал множество таких аятов в своей книге «Ценности зикра», в которой можно найти немало других аятов по данной теме.

ХАДИСЫ О ЗИКРЕ

Перечислив некоторые из аятов священного Корана, перейдем теперь к хадисам, в которых говорится о зикре: некоторые из них имеют общий характер (т. е. относятся как к громкому, так и к тихому зикру, произносимому как в мечети, так и дома и т. д.), а другие более конкретны и имеют отношение к громкому зикру или зикру в мечетях (см. приведенные ниже разъяснения к данным хадисам). Для данного раздела статьи мы подобрали десять хадисов:

Хадис 1

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передает от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что существует группа ангелов, наблюдающих за землей, и где бы они ни нашли зикр-собрание, они сообщают об этом друг другу и формируют вокруг него круг, доходящий до небес. Когда собравшиеся расходятся, они возвращаются на небеса, где их спрашивает Всевышний Аллах, хотя Он знает обо всем:

– Откуда вы пришли?

– Мы пришли с собрания твоих рабов, которые занимались тасбихом, такбиром и тахмидом, – отвечают они.

– Видели ли они Меня? – спрашивает Всевышний Аллах.

– Нет, – отвечают ангелы.

– А что было бы, если б они увидели Меня?

– Тогда бы они еще более усиленно занимались ибадатом Тебе и тасбихом (прославлением) Тебя.

– Что они просят?

– Они просят Тебя о рае.

– Видели ли они рай? – спрашивает Всевышний.

– Нет, – отвечают ангелы.

– А что если б они увидели рай?

– Тогда бы они его еще больше возжелали, жаждали и рвались бы к нему.

– От чего они просят защиты?

– Они просят убежища от огня (ада).

– Видели ли они огонь?

– Нет.

– А что если б они увидели его?

– Тогда они еще больше стремились бы избежать его и больше боялись бы его.

– Я делаю вас свидетелями того, что Я простил их.

– Один человек не был из них, – восклицает один из ангелов. – Он пришел (случайно) по своему делу.

– Это такие люди, – говорит Всевышний, – что даже сидящий с ними (по другому делу) не будет лишенным. (Бухари, Муслим, Байхаки)

Комментарий шейха Закарии (милость ему Аллаха) к данному хадису:

О том, что ангелы ищут зикр-собрания, слушают их и садятся с ними, говорится и во многих других хадисах.

Хадис 2

Муавия (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды подошел к группе сахабов и спросил:

– Что заставило вас собраться здесь?

– Мы собрались здесь поминать Всевышнего Аллаха и восхвалить Его за то, что Он наставил нас на путь ислама и благословил нас этим.

– Клянитесь Аллахом, что вы здесь только для этого.

– Клянемся Аллахом! Это единственная причина нашего собрания.

– Я попросил вас поклясться не потому, что не верил вам, а потому, что Джибраил пришел ко мне и сообщил, что Всевышний Аллах гордится вами перед ангелами. (Муслим, Тирмизи, Насаи, Ибн Аби Шайба, Ахмад)

Комментарий шейха Закарии (милость ему Аллаха):

Мулла Али Кари (милость ему Аллаха) поясняет, что Аллах хвалит этих людей, поскольку, несмотря на наличие у них житейских обязательств, естественных желаний, искушений, а также несмотря на попытки шайтана ввести их в заблуждение, они не пренебрегают и не оставляют поминание Аллаха. В таком случае зикр ангелов, которые не сталкиваются ни с одним из этих препятствий, никак не может сравниться с их зикром.

Хадис 3

Как сообщал Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал о следующих словах Всевышнего Аллаха:

Я обхожусь с Моим рабом так, как он ожидает от Меня. И Я – с ним, пока он вспоминает Меня. Если он вспоминает Меня про себя, то Я вспоминаю его про Себя. Если он вспоминает Меня в собрании, то Я вспоминаю его в лучшем и более благородном собрании (ангелов). (Бухари, Муслим, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа, Ахмад)

Хадис 4

Абу Хурейра и Абу Саид (да будет доволен ими Аллах) свидетельствуют (клянутся), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Если группа людей занимается зикром Аллаха, ангелы окружают их, и милосердие льется на них, спокойствие нисходит на них, и Аллах вспоминает их в присутствии тех, кто рядом с Ним. (Муслим, Тирмизи, Ибн Аби Шайба)

Необходимо отметить, что этот хадис относится к зикру в мечети и любом другом месте.

Хадис 5

Анас (да будет доволен им Аллах) передавал слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

Проходя через райские сады, паситесь хорошо!

– Что за райские сады? – спросили его.

Зикр-собрания, – последовал ответ.

Комментарий шейха Закарии (милость ему Аллаха):

Это означает, что тот счастливчик, который имеет возможность участвовать в таком собрании, должен чувствовать себя избранным, радуясь тому, что у него была возможность вступить в «райский сад» в этом мире. Выражение «паситесь хорошо» означает, что, подобно тому как животное любит пастись на пастбище и очень неохотно покидает его, даже если будет побито владельцем, так же и человек, «пасущийся в райском саду», не должен быстро отвлекаться от «выпаса» житейскими заботами и страхами, он должен стараться оставаться там как можно дольше. Подобно тому как рай – место, в котором нет места бедам, так же и зикр-собрания являются «безопасными гаванями» без каких бы то ни было мирских бед. Данный хадис имеет общий характер и относится как к мечети, так и к любому другому месту.

Хадис 6

Абдурахман ибн Сахль ибн Ханиф (да будет доволен им Аллах) сообщал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился в одном из своих домов, когда были ниспосланы следующие аяты Корана:

وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ

Будь же терпелив вместе с теми, кто взывает к своему Господу по утрам и перед закатом… (Коран, 18:28)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел на поиски людей, о которых говорится в этих аятах. Он обнаружил группу, занятую поминанием Аллаха. Среди них были люди с растрепанными волосами и высушенной кожей и облаченные лишь в один-единственный предмет одежды. Он приблизился к ним и сел с ними, воскликнув:

Вся хвала Аллаху, создавшему в моей умме таких людей, сидеть рядом с которыми мне было велено. (Табарани, Ибн Джарир)

Комментарий шейха Закарии (милость ему Аллаха):

В одном из хадисов говорится, что он искал и нашел их занятыми поминанием Аллаха в задней части мечети. Он произнес те же слова, что и в вышеприведенном хадисе, и сказал:

Вы (действительно) – мои сподвижники при жизни и после смерти.

Шейх Ибрахим Нахаи (милость ему Аллаха) говорил:

Под الذين يدعون подразумеваются те, кто занимается зикром.

Хадис 7

Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передавал следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):

В День Воскрешения некоторые люди будут воскрешены Всевышним Аллахом таким образом, что их лица будут освещены, и они будут усажены на жемчужные троны, им будут завидовать люди; они не будут ни посланниками, ни шахидами.

– Опиши их нам, чтобы мы могли распознать их, – воскликнул бедуин. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

Те, кто любят друг друга ради Аллаха, приходя из разных племен и различных мест, они собираются для поминания Аллаха. (Табарани, как сообщается в «Таргиб» и «Дурр»)

Комментарий шейха Закарии (милость ему Аллаха):

В наши дни на людей, проводящих время в ханаке (центре зикра и духовной подготовки), обрушиваются тонны критики. Пусть критики осуждают, сколько им угодно, но завтра, когда у людей откроются глаза, они поймут, сколь ценны люди, которые посещают ханаки и которые будут сидеть на тронах из жемчуга.

В одном хадисе было передано, что строение, в котором совершается зикр Аллаха, начинает сиять для обитателей небес подобно тому, как звезды сияют для людей на земле. Сподвижник Абу Разин (да будет доволен им Аллах) приводил слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

Я покажу вам то, что укрепит вас в вашей религии и тем самым приведет вас к успеху в обоих мирах; крепко держитесь за зикр-собрания, а когда вы одни, продолжайте заниматься зикром.

Достоинства зикр-собраний оговариваются в большом количестве хадисов. В одном хадисе было передано, что лучшей защитой являются намаз и зикр-собрания. Все эти хадисы – мутляк: они могут относиться к зикр-собраниям в мечети и в любом другом месте.

Хадис 8

Абу Сагид Худри (да будет доволен им Аллах) передавал высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):

Занимайтесь зикром так усердно, что они (плохие люди) скажут: «Он – сумасшедший!». (Ахмад, Абу Ягля, Хаким, Ибн Хиббан)

Комментарий шейха Закарии (милость ему Аллаха):

В другом хадисе было передано, что следует заниматься зикром так усердно, чтобы лицемеры стали называть вас совершающими зикр напоказ. Из этого хадиса ясно, что лицемеры и недалекие люди могут считать вас безумцем, но это не должно удерживать вас от такого богатства как зикр. Фактически, только громкий и многократный зикр может заставить невежд считать вас «безумцем». Тихий зикр не приведет к этому.

Господин Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Аллах ни одно действие не делал обязательным для нас без того, чтобы не ограничить его или не установить уважительную причину для его пропуска; единственным исключением является зикр. Зикру нет предела, и не существует никаких уважительных причин для его пропуска, если человек находится в здравом уме. Поэтому Всевышний Аллах говорит, что нужно заниматься зикром Аллаха, это возможно при любых обстоятельствах.

Хадис 9

Анас (да будет доволен им Аллах) приводил слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

Сидеть с группой людей, которые занимаются зикром, после фаджра до восхода солнца милее для меня, чем все, над чем восходит солнце (т. е. все в этом мире), а после асра до заката милее для меня, чем весь мир и все, что в нем ест. (Байхаки, Исбахани)

Хадис 10

Абу Сагид Худри (да будет доволен им Аллах) передавал высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):

Всевышний Аллах скажет в Судный день: «Сегодня толпы (людей) узнают, кто является почетными и уважаемыми людьми».

– Посланник Аллаха, кто эти уважаемые люди? – спросили его.

Зикр-маджлисы в мечети, – ответил он. (Передано имамом Суюти в «Натиджат-уль-фикр» и шейхом Лакхнави в «Сабахат-уль-фикр» со слов Ахмада, Абу Ягля и Ибн Хиббана)

ГРОМКИЙ ЗИКР В МЕЧЕТИ ИЗ ХАДИСОВ

Перечислив хадисы о зикр-маджлисах, приведем хадис о громком зикре в мечети:

Зейд ибн Аслям передавал от одного из сподвижников (да будет доволен им Аллах), что однажды ночью он шел с пророком (мир ему и благословение Аллаха), когда тот прошел мимо человека, занимавшегося громким зикром в мечети.

– Посланник Аллаха, наверное, он делает это напоказ! – сказал сподвижник.

Но пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

Нет, на самом деле, он – аувах. (Байхаки)

Шейх Хафни (милость ему Аллаха) поясняет:

Аувах – это человек, испытывающий боль в сердце из-за сильной и горячей любви к Аллаху.

Шейх Закария (милость ему Аллаха) дает более подробные разъяснения к данному хадису:

Абдулла Зульбуджадайн (да будет доволен им Аллах) был сподвижником, который остался сиротой и воспитывался своим дядей. Он тайно принял ислам, и когда дядя узнал об этом, он выгнал племянника из дома совершенно голым. Его мать тоже рассердилась на него, но мать есть мать, и она дала ему грубое покрывало, чтобы он прикрыл себя. Порвав простыню на две части, одну из них он обвязал вокруг талии, а другой накрылся сверху и уехал в Медину. Здесь он проводил свои дни, лежа на пороге пророка (мир ему и благословение Аллаха), много и громко читая зикр. Умар (да будет доволен им Аллах) спросил:

– Этот человек делает так зикр напоказ?

Но пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил, что тот является одним из аувахов.

Он умер в походе на Табук. Сподвижники увидели свет, горящий у могилы. Подойдя ближе, они увидели, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) стоит внутри могилы и просит Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) передать ему тело умершего сподвижника. После этого он взмолил Аллаха:

O, Аллах! Я доволен им. Ты тоже будь им доволен. Увидев оказываемый умершему почет, Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) воскликнул:

– Хотел бы я оказаться на его месте!

Некоторые люди говорят, что громкий зикр – это новшество, и что он запрещен в исламе. Такие слова произносятся из-за недостаточного рассмотрения хадисов. В своей работе «Сабахат-уль-фикр» шейх Абдулхай Лакхнави (милость ему Аллаха) перечислил на данную тему около 50 хадисов, устанавливающих дозволенность громкого зикра. Но при его совершении необходимо находиться в рамках шариата, чтобы человек не доставлял никому неудобств. (Закария Кандехлеви. Ценности зикра)

МНЕНИЯ ВЕДУЩИХ ФАКИХОВ О ГРОМКОМ ЗИКРЕ

Мнение шейха Абдулхая (милость ему Аллаха)

Приведенные ранее хадисы были записаны шейхом Абдулхаем в его труде «Сабахат-уль-фикр», где он доказывает дозволенность громкого зикра. Он пишет:

Это достоверные хадисы, на основе которых устанавливается, что громкий зикр не является карахатом в исламе. Наоборот, отчетливо виден его джаваз или истихбаб (одобрение). И разве может быть иначе, если громкий зикр способен смягчить сердце так, как не может этого сделать тихий зикр?

Далее он обильно цитирует слова хадисоведа Абдульхакка Дехлеви (милость ему Аллаха) из его работы «Таусиль аль-мурид иляль-мурад»:

الجهر والاعلان بالذكر والتلاوة والاجتماع للذكر في المجالس والمساجد جائز ومشروع

Допустимо и разрешается заниматься громким зикром и тилаватом и собираться для зикра в маджлисах и мечетях.

Мнение шейха Димьяти (милость ему Аллаха)

В начале своей работы он цитирует слова шейха Абдульмаули Димьяти (милость ему Аллаха) из его труда «Тагалик-уль-анвар», из главы о нормах в отношении мечети в «Дурр-уль-мухтар», где говорится, что громкий зикр запрещен в мечети из-за случая, произошедшего с господином Ибн Масудом (да будет доволен им Аллах), когда он выгнал из мечети несколько человек, занимавшихся громким зикром, утверждая, что они были нововведенцами (совершали бидгат).

Шейх Димьяти разъясняет этот случай следующим образом:

Но шейх Хафни в своей работе «Фадль тасбих ват-тахлиль» пишет, что сообщение от Ибн Масуда (случай с громким зикром) в мечети недостоверно, доказательством чего является достоверное сообщение Абу Ваиля (ученика Ибн Масуда) в «Китаб-уз-Зухд»:

То, что эти люди приписывали Ибн Масуду, будто бы он запрещал громкий зикр, неверно, поскольку всякий раз, когда я сидел рядом с ним на каком бы то ни было собрании, он всегда занимался громким зикром.

Далее он пишет:

Подтверждение желательности громкого зикра также может быть получено из повествования имама Байхаки (милость ему Аллаха) о случае с человеком (Абдуллой Зульбуджадайном), который делал громкий зикр в мечети, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо него и сказал, что он – аувах. Из этого четко устанавливается, что громкий зикр разрешен.

Мнение шейха Рамали (милость ему Аллаха)

В «Сабахат-уль-фикр» шейх Абдулхай цитирует также и «Фатава Хайрия» шейха Хайруддина Рамали Ханафи (милость ему Аллаха):

Шейх Ибрахим из Дамаска спросил о практике суфиев, устраивающих собрания громкого зикра в мечети и декламацию религиозных стихов. Некоторые считают эту давнюю практику суфиев запрещенной. Так ли это?

Шейх Рамали (милость ему Аллаха) ответил:

Собрания для зикра, громкий зикр и декламация религиозных стихов установлены из хадисов – таких, как:

و ان ذكرني في ملأ ذكرته في ملأ خير منهم

(Достоверный хадис Бухари, Муслима, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджи, Ахмада)

Громкий зикр на собрании разрешен. Зикр-собрания и окружение ангелами таких собраний – все это установлено из хадисов. При этом практикование тихого зикра также установлено из некоторых хадисов. Хадисы, поддерживающие тихий и громкий зикр, легко могут быть согласованы: они применимы к разным людям при разных обстоятельствах и условиях, – так же, как в случае с хадисами, устанавливающими громкое и тихое чтение священного Корана. Что касается хадиса, в котором говорится: خير الذكر الخفي (лучший зикр – тихий зикр), – то этот хадис также не противоречит практикованию громкого зикра, так как он имеет отношение к ситуации, когда есть опасение показных действий, или когда можно помешать молящемуся или спящему. Некоторые ученые говорят, что громкий зикр предпочтительнее, поскольку он приносит пользу не только занимающемуся зикром, но и окружающим, а значит, он превосходит тихий зикр.

Мнение имама Суюти (милость ему Аллаха)

В своем труде «Натиджат-уль-фикр» шейх Суюти (милость ему Аллаха) пишет со слов имама Навави (милость ему Аллаха), что, подобно тому как хадисы о громком и тихом тилавате могут быть согласованы, если учесть разные обстоятельства их появления, то же самое применимо к громком и тихому зикру. В случае опасения рия (действий напоказ) или боязни помешать молящимся или спящим, тихий зикр будет предпочтительнее, но, если таких опасений нет, громкий зикр будет ценнее и достойнее, поскольку громкий зикр пробуждает окружающих так же, как он оживляет сердце того, кто произносит зикр, концентрирует его мысли, отводит сонливость и придает ему сил. Поэтому суфии и говорят, что громкий зикр обладает очень мощным эффектом устранения из разума и сердца плохих мыслей и порочных нашептываний.

Шейх Суюти (милость ему Аллаха) начинает свой труд «Натиджат-уль-фикр» следующими строками:

Да почтит вас Аллах! Ваш вопрос – о практиковании суфиями зикр-собраний в мечети и чтения калимы громким голосом, о том, разрешено это или нет.

Ответ: В этом нет ничего предосудительного; наоборот, истихбаб громкого зикра может быть установлен из многих хадисов…

Далее имам Суюти (милость ему Аллаха) приводит 25 хадисов с подробными комментариями относительно вопроса о громком зикре.

Имам Суюти далее приводит хадис из «Китаб-уз-зухд» имама Ахмада ибн Ханбаля (милость ему Аллаха) со слов шейха Сабита Бунани (милость ему Аллаха), что закир садится (на зикр-собрания) с ворохом грехов, а покидает собрание без единого греха (так как он прощен из-за зикр-маджлиса).

Мнение шейха Ибн Абидина Шами (милость ему Аллаха)

Шейх Нисар Ахмад Хусейни цитирует шейха Ибн Абидина Шами (милость ему Аллаха) из его труда «Радд-уль-мухтар» в своей статье о зикр-маджлисах:

و في حاشية الحموى عن الامام الشعراني اجمع العلماء سلفا و خلفا على استحباب ذكر الجماعة في المساجد و غيرها الا ان جهرهم يشوش على نائم او مصلى او قارى

В комментариях Хамави сообщается со слов имама Шаграни (милость ему Аллаха):

Алимы, прошлые и нынешние, единодушны в истихбабе зикр-собраний в мечетях и других местах, за исключением случая, когда их громкий зикр мешает отдыху человека, молящемуся или читающему Коран.

Мнение Шаха Валиуллы (милость ему Аллаха)

Шейх Шах Валиулла (милость ему Аллаха) пишет в своем знаменитом труде «Худжатуллах аль-балига»:

لا شك ان اجتماع المسلمين راغبين ذاكرين يجلب الرحمة و السكينة و يقرب من الملائكة – ج 2 – ص 70

Нет сомнения в том, что собрания мусульман для совершения зикра являются источником благословения, спокойствия и близости ангелов. (Том 2, стр. 70)

Из статьи шейха Ашрафа Дократа

 

Источник:  askimam.ru