Хадис о совершении умры в месяц рамадан
Передали аль-Бухари и Муслим от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха спросил у одной женщины из Ансаров: «Что помешало тебе отправиться с нами в хадж?» Она ответила: «У нас только два верблюда, — и отец ее ребенка (т.е. муж) отправился с ее сыном в хадж на одном верблюде, — А второго оставил нам для поливки земли». Тогда он сказал: «Когда придет рамадан, отправляйся в умру. Умра в этот месяц приравнивается к хаджу». В версии Муслима: «Приравнивается к хаджу со мной».
روى البخاري ومسلم عن ابْن عَبَّاسٍ قال : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِامْرَأَةٍ مِنْ الْأَنْصَارِ : ( مَا مَنَعَكِ أَنْ تَحُجِّي مَعَنَا ؟ قَالَتْ : لَمْ يَكُنْ لَنَا إِلَّا نَاضِحَانِ ، فَحَجَّ أَبُو وَلَدِهَا وَابْنُهَا عَلَى نَاضِحٍ ، وَتَرَكَ لَنَا نَاضِحًا نَنْضِحُ عَلَيْهِ الأرض ، قَالَ : فَإِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فَاعْتَمِرِي ، فَإِنَّ عُمْرَةً فِيهِ تَعْدِلُ حَجَّةً ) وفي رواية لمسلم : ( حجة معي ).
Подавляющее большинство ученых сочло, что данный хадис указывает на особое достоинство совершения умры любым мусульманином в месяц рамадан.
Имам Ибн Абидин аль-Ханафи писал : «Его (аль-Хаскафи) слова: «Она (умра) желательна в рамадане», — то есть если он делает отдельно умру, как уже было передано из «аль-Фатх». Затем, желательность здесь с точки зрения времени, поскольку сама по себе она настоятельная сунна (муаккада) или обязательна, как уже было сказано. То есть в это время ее совершать еще лучше, чем в другое». См. «Радд аль-мухтар» 2/473.
قال الإمام ابن عابدين الحنفي: «(قَوْلِهِ وَنُدِّبَتْ فِي رَمَضَانَ) أَيْ إذَا أَفْرَدَهَا كَمَا مَرَّ عَنْ الْفَتْحِ ثُمَّ النَّدْبُ بِاعْتِبَارِ الزَّمَانِ لِأَنَّهَا بِاعْتِبَارِ ذَاتِهَا سُنَّةٌ مُؤَكَّدَةٌ أَوْ وَاجِبَةٌ كَمَا مَرَّ أَيْ أَنَّهَا فِيهِ أَفْضَلُ مِنْهَا فِي غَيْرِهِ». انظر: «رد المحتار على الدر المختار» 2/ 473.